Гражданам РФ больше нечего беречь и желать
Потребление и сбережение не увеличиваются, инвестиции падают
Внутренний спрос в России продолжает затухать. В мае 2014 года домохозяйства не проявляли заметной склонности ни к росту потребления, ни к увеличению сбережений, свидетельствуют данные Росстата. В то же время статистика по-прежнему фиксирует сокращение капитальных инвестиций, которое объясняется не только экономическими, но и поведенческими факторами.
Очередная порция макроэкономической статистики Росстата фиксирует стабилизацию динамики частного потребительского спроса в мае. В годовом выражении динамика оборота розничной торговли замедлилась с 2,6% в апреле до 2,1% в мае. С учетом сезонного и календарного факторов, по оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), за май розничные продажи непродовольственных товаров выросли на 0,2% после просадки на 1,5% в апреле, а продовольственных — на 0,2% против сокращения на 0,3%. Такие колебания в динамике потребления товаров домохозяйствами в апреле--мае объясняются аномальным ростом спроса в феврале--марте (соответственно 1,7% и 1% с учетом сезонности), связанного с бегством из рубля в валюту и товары. Замедлению потребительского спроса домохозяйств способствовал заметный разгон продовольственной инфляции (с 9% в апреле до 9,5% в мае в годовом выражении) — покупки продуктов в мае впервые с конца 2009 года сократились на 0,3%. С учетом сезонности, как и в апреле, потребление платных услуг не росло. В результате за пять месяцев 2014 года прирост оборота розничной торговли товарами в годовом выражении замедлился до 3,1% (3,3% за январь--апрель 2014 года), платных услуг — стагнировал на уровне 0,9%.
Последние оценки индекса предпринимательской уверенности торговых компаний (за второй квартал) Центра конъюнктурных исследований ВШЭ указывают: оживление настроений в отрасли связано с весенне-летним сезоном. Впрочем, единственный источник оптимизма — продовольственная розница, тогда как в непродовольственном секторе продолжается стагнация. При этом представители последнего ожидают сжатия спроса в силу замедления роста доходов и кредитования, а также увеличения сберегательных настроений граждан.
Между тем в мае на фоне фактической стагнации частного спроса, по данным Росстата, темпы роста доходов и зарплат заметно увеличились — на 5,8% и 5% год к году. Игорь Поляков из ЦМАКПа объясняет ускорение роста доходов уменьшением вложений домохозяйств в иностранную валюту (Росстат уменьшает их на объем покупки валюты), а зарплат — их продолжающимся увеличением в госсекторе, к которому в мае подключились строительство (см. "Ъ" от 19 июня) и связь. При этом разворота в сберегательном поведении граждан в мае не обнаруживается: объем валютных (с учетом переоценки) и рублевых банковских вкладов фактически не изменился, а чистые покупки иностранной валюты оставались, по оценке ЦМАКПа, хотя и меньше, чем в апреле, но все же положительными.
На этом фоне инвестиции в основной капитал в мае год к году снизились на 2,6% (минус 3,8% за пять месяцев). В свою очередь, индекс предложения инвестиционных товаров ЦМАКПа (ежемесячная статистика Росстата об инвестициях считается крайне ненадежной) фиксирует увеличение их предложения на 0,5% за апрель и май в среднем, тогда как до середины первого квартала этот рост был восстановительным после провала в первой половине 2013 года. Хотя основным источником предложения остается импорт техники и материалов, в последние месяцы его прирост обеспечивало и внутреннее производство.
Впрочем, увеличение индекса не меняет крайне слабых финансовых результатов и инвестпланов промышленности. Более того, в значительном числе промышленных отраслей процентные платежи компаний достигают критической отметки: в машиностроении и легкой промышленности — это половина прибыли от продаж, а в АПК — три четверти, подсчитали в ЦМАКПе. Снижение прибыли резко увеличило удельные расходы по обслуживанию кредитов, тогда как внутрироссийские ставки по новый займам растут с марта, а доступ на внешние рынки фактически закрыт. В этих условиях рассчитывать на бурный рост вложений в отраслях, не связанных с добычей и обработкой полезных ископаемых, не приходится (подробнее — см. "Онлайн").