Космос начал обустраиваться
Объединенная ракетно-космическая корпорация определилась со штатами
Как стало известно "Ъ", завершена работа над проектом структуры Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Проект предполагает сохранение жесткой управленческой вертикали и четкое разделение полномочий: между десятью заместителями гендиректора компании Игоря Комарова будут распределены 30 профильных департаментов. Эксперты отмечают, схожая модель сработала в автомобилестроении, но сработает ли это в ОРКК, прогнозировать не берутся.
О том, что работа над проектом структуры ОРКК практически завершена, "Ъ" рассказал источник, близкий к компании. Первый вариант, по сведениям "Ъ", был сверстан практически сразу после назначения Игоря Комарова генеральным директором ОРКК (см. "Ъ" от 15 марта), но потом несколько раз видоизменялся. Сейчас, как следует из проекта структуры корпорации от 20 июня, копией которого располагает "Ъ", в компании уже точно определились со своим внутренним устройством (см. схему).
Согласно документу, у господина Комарова будет десять заместителей, каждый из которых будет курировать одно из профильных направлений. За внешние связи корпорации отвечать будет Денис Кравченко, ранее в ранге замгубернатора Псковской области курировавший работу представительства области при правительстве. Персонал и социальная политика достанутся Алла Вучкович: до прихода в ОРКК она курировала эти направления в Объединенной авиастроительной корпорации. Еще один выходец из авиационной отрасли — Максим Петров займется корпоративным управлением, правовыми и имущественными отношениями. Экономический и финансовый блоки возьмет на себя выходец из горно-металлургической компании "Норильский никель" Павел Попов, занимавшийся там аналогичной работой около десяти лет,— он пришел в ОРКК по личному приглашению господина Комарова.
За надежность выпускаемых предприятиями корпорации изделий будет отвечать Владимир Евдокимов, который участвовал в создании центра мониторинга и аудита качества продукции военного, двойного и гражданского назначения госкорпорации "Ростех". Закупки и контрактация достанутся экс-сотруднику Ford Motor Company Александру Зайцеву.
Наибольшую же нагрузку получит единственный выходец из космической отрасли, попавший в руководство ОРКК: заместителю по проектам и программам Юрию Власову подчинят семь департаментов. Руководить аппаратом в ранге заместителя главы ОРКК будет экс-сотрудник аппарата правительства Владимир Ковалев. Заместителем по безопасности станет выходец из ФСБ Павел Пикулин — его, по данным "Ъ", рекомендовали ОРКК "сверху". Место десятого заместителя господина Комарова — по развитию производства — пока вакантно, пояснили "Ъ" в ОРКК.
Помимо департаментов, подчиняющихся заместителям Игоря Комарова, в структуре корпорации создаются подразделения, замыкающиеся только на него. Это управление делами (его возглавляет Дмитрий Пшенников, работавший с господином Комаровым на заводе АвтоВАЗ), департамент СМИ и информационной политики (его директор Игорь Буренков ранее работал на АвтоВАЗе), а также научно-технический совет (его возглавил экс-глава Российского авиакосмического агентства Юрий Коптев). В подчинении главы ОРКК окажется центр координации преобразований — его возглавил давний соратник Игоря Комарова по автомобильной отрасли Григорий Хворостянов. Центр отвечает за реализацию реформы отрасли, в частности, разрабатывает предложения по вхождению предприятий промышленности в прямое управление ОРКК. По данным "Ъ", это временное подразделение, после окончания реформы он будет перепрофилирован под иные задачи. Исследовательско-аналитический центр, по словам Игоря Буренкова, будет проводить анализ мировой ракетно-космической индустрии. Напрямую господину Комарову будет подчинен и филиал ОРКК — Научно-исследовательский институт космического приборостроения, возглавляемый Юрием Яскиным. "Юридически ОРКК создавалась на базе этого института, поэтому он и стал филиалом корпорации",— пояснил "Ъ" господин Буренков. Наблюдательный совет возглавил замминистра экономического развития Андрей Клепач. "Выстроена жесткая управленческая вертикаль, а также четкое разделение и полномочий, и ответственности",— подчеркнул источник "Ъ" в корпорации.
"Модель, взятая за основу оргструктуры ОРКК, пригодна для автомобильной отрасли, но в космосе может не сработать,— считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.— Опыт АвтоВАЗа по вытягиванию предприятий из плачевного состояния, конечно, поможет, но ведь в автомобилестроении и ракетно-космической промышленности проблемы разные, а структура должна выстраиваться именно от них". Другие опрошенные "Ъ" эксперты вчера отметили, что судить об эффективности внутреннего устройства ОРКК можно будет через полтора-два года после того, как корпорация начнет работать в полную силу.