"Великий магистр — не профессия"
Елена Пушкарская беседует с новым главой ложи «Великий Восток Италии» Стефано Бизи
Повинуясь духу времени, итальянские масоны берут курс на открытость. Об этом только что избранный глава ложи "Великий Восток Италии" Стефано Бизи лично рассказал "Огоньку"
Главный масон самой известной и самой древней (ее основали наполеоновские военачальники Богарне и Мюрат в 1805 году.— "О") ложи Италии представляется как-то слишком по-свойски.
— Хочу сразу предупредить,— Стефано Бизи берет быка за рога,— Великий магистр — не профессия. А по профессии я журналист. Так что предлагаю на "ты": мы ведь коллеги...
Ни тебе таинственности, ни завораживающих ритуалов с циркулями и мастерками, ни плащей со шпагами. Хороший итальянский костюм, стильные очки — обычная униформа представителя верхней планки среднего класса. Да еще и на "ты"... В самом деле, желание развеять завесу таинственности, традиционную для масонства, у моего собеседника явно навязчивое.
— Мы не вернемся к тем временам, когда вольные каменщики должны были скрывать свою принадлежность к ложам. "Великий Восток Италии" открыт широкой публике. Мы выступаем в университетах, на наших семинарах бывала Рита Монтальчини (лауреат Нобелевской премии по медицине.— "О"), мэр Рима Иньяцио Марино, хотя сами они в братстве никогда не состояли. Эта открытость будет только усиливаться — вот и наша встреча, как вы понимаете...
— А от чего вы раньше скрывались?
— До самого недавнего прошлого у масонства было немало врагов. Как вы знаете, братство вольных каменщиков было основано английскими просветителями в XVII веке под лозунгами свободы, равенства и братства, что, естественно, было не по нраву аристократии, духовенству. В 1738-м папа римский Климент XII объявил масонам интердикт (автоматическое отлучение от церкви в случае вступления в ложу.— "О"), и он не отменен.
— А разве лозунг "Свобода. Равенство. Братство" не принадлежит Французской революции?
— Ну конечно! Но с оговоркой — в той же мере, что и лозунг Италии времен Рисорджименто (так называют национально-освободительное движение, которое привело к образованию Итальянского королевства в 1861 году.— "О"). Я это к тому, что и отцы-основатели Италии Камилло Кавур и Джузеппе Мадзини были масонами, как и многие основатели Французской республики. А Гарибальди, которому установлены памятники по всей Италии, и вовсе был Великим магистром!
— Раз все складывалось настолько благоприятно, зачем же было скрываться?
— Первые годы после создания королевства со столицей в Риме были временем расцвета масонства. Франческо Криспи (премьер-министр в 1887-1896 годах.— "О"), Эрнесто Натан (мэр Рима в 1907-1913 годах.— "О") были нашими братьями. Но Муссолини в 1923-м запретил масонство. По сути же, католическая церковь, лишенная масонами своей светской власти в ходе Рисорджименто, возненавидела нас еще больше, а папская энциклика, проклинающая масонов, тому свидетельство. Любопытно, что итальянские коммунисты тоже запретили партийцам членство в ложах. Можно сказать, что гонения на нас устраивали реакционные силы.
— Но это история. А неприятности нашей эпохи связаны с самими масонами, я имею в виду скандал с ложей П-2, которая входила в состав "Великого Востока" (см. справку) и в которой состояли десятки генералов, главных редакторов, начальников секретных служб, банкиров, министров — чуть не вся элита страны. Как известно, парламентская комиссия признала ее деятельность преступной, заговорщицкой и направленной на подрыв демократии...
— Ложа "Пропаганда-2" (цифра означает ее второе рождение после Второй мировой войны в Италии, которая в 1946-м из королевства стала республикой.— "О") много лет входила в состав "Великого Востока Италии" (ВВИ) как регулярная ложа. Но потом, когда возглавлявший П-2 Личо Джелли начал действовать в своих интересах, именно масоны первыми, еще до государственных органов, почуяли неладное. Президент центрального суда ВВИ (это внутренний судебный орган масонства) еще в 1976-м принял решение об "усыплении" (то есть закрытии) ложи. С этих пор П-2 действовала как "дикая ложа", и ответственности за ее деятельность "Великий Восток Италии" не несет. Но последствия этого скандала на нас, конечно, отразились.
— Правда ли, что в П-2 состоял экс-премьер Сильвио Берлускони и что в "Великом Востоке" и по сей день есть видные партийные деятели, парламентарии?
— Что касается Берлускони, то СМИ широко публиковали фотокопию его квитанции об уплате членских взносов. Но важно уточнить: он вступил в ложу в 1978-м, когда еще не занимался политикой, а интерес к его масонской карточке появился позже. Спекуляций вообще хватает: пресса записывала в масоны и тех соратников Берлускони, которые получали приговоры за связи с мафией, но они не входили в братство. А недавно заговорили, что отец нового премьера Ренци масон. Тоже выдумки...
— Хорошо, а что тогда влечет в ложу? Вот вы, например, как стали масоном?
— Я заинтересовался в 1977-м, когда увидел в еженедельнике Espresso список магистров лож "Великого Востока Италии". Четверых из них я знал: в моей родной Сиене это были очень уважаемые люди. Мне стало интересно, почему они масоны. Начал читать, задавать вопросы. Затем встретился с одним масоном, попросил ввести в их среду. Весь мой путь в ложу занял года четыре. В 1981-м я прошел обряд инициации, или посвящения, мне тогда было 24 года.
— Просто захотеть "записаться в масоны", видимо, мало, надо соответствовать каким-то критериям?
— Перед инициацией ложа должна одобрить кандидатуру нового члена братства. После скандала с П-2 мы очень внимательно относимся к тем, кто "стучится" в нашу дверь ("стучащийся" — термин, обозначающий кандидата в масоны.— "О"). Чтобы быть принятым, надо предоставить массу документов, подтверждающих чистоту, в том числе финансового и юридического порядка. Если есть малейшие подозрения, мы отвергаем. Белые перчатки — один из наших важнейших символов.
— Есть ли ограничения религиозного характера?
— Для нас крайне важно, чтобы "стучащийся" признавал существование высшей духовной силы, которую мы именуем Архитектором Вселенной.
— Как выглядит обряд посвящения?
— В общем-то, ритуал посвящения в масоны такой же, как почти любая инициация. Он обозначает символическую смерть, которая означает переход из одного статуса в другой, то есть в новую жизнь. Примерно то же происходит при пострижении в монахи. Разница в том, что у нас это таинство совершается с помощью особого ритуала, когда профана (так именуют еще не посвященного) помещают в комнату раздумий, где он остается один. Там он должен составить символическое завещание и ответить на ряд вопросов, касающихся жизни, веры и прочих основополагающих понятий. Ответы должны получить одобрение членов ложи. После этого начинается процесс инициации. Он представляет собой серию символических путешествий через воду (женский символ), огонь (страсть), землю (материя) и ветер (дух), в ходе которых посвящаемый должен продемонстрировать высокий уровень осмысления своего выбора. Когда человек преодолевает эти испытания, начинается церемония. Кстати, инициация — единственный ритуал, в ходе которого члены ложи надевают свои знаменитые капюшоны. Им задается вопрос: что вы желаете для посвящаемого? И все отвечают: желаем, чтобы он был среди нас. И в этот момент все снимают капюшоны. Должен сказать еще, что в ходе инициации кандидат произносит клятву верности Конституции и государству Италии. Так что никакого конфликта интересов тут нет.
— Носят ли испытания физический характер?
— Нет, происходит лишь соприкосновение с символами.
— Сколько всего масонов в "Великом Востоке Италии"? Какова иерархия?
— Нас 22 тысячи братьев. Мы разделены на три группы — ученики, подмастерья и учителя (мастера). Тех, кто имеет право голоса в наших органах управления, а также избирает Великого магистра, чей мандат рассчитан на 5 лет, примерно 16 тысяч.
— Как часто происходят заседания ваших лож?
— Примерно раз в две недели. Мы говорим обо всем, что может быть полезно для совершенствования человека, в частности о том, как вести себя перед вызовами, в основном духовного порядка. При этом заведено так — один говорит, прочие слушают. Никто не перебивает, каждый имеет возможность спокойно изложить аргументы. Единственные темы, которых мы избегаем,— религия и политика, так как именно они разъединяют людей. Политика интересует нас лишь в аристократическом понимании — не в смысле интересов партий, а в смысле интересов всех. Помогать — означает заниматься благотворительностью, и у нас по этой части немалый опыт. Например, организованные нашей туринской ложей ночные приюты, которые дают кров и пищу нуждающимся, а также стоматологическая клиника, самая крупная в Италии бесплатная структура такого профиля. Мы участвуем в кампании по защите женщин от домашнего насилия (очень актуальная проблема в Италии.— "О"). При этом мы забираем буяна к себе и помещаем в ночной приют, где с ним работают психологи. Так, по нашему разумению, и следует заниматься политикой.
— Значит, вы больше не мировая закулиса и не пытаетесь собрать в своих ложах сильных мира сего? А как же без этого бороться за совершенство мира?
— Иностранные журналисты часто хотят видеть в масонстве закрытый политический клуб. Только это не так. Наша цель — создание совершенного человека. И этот человек впоследствии сможет вершить великие дела.
— Но вы же не откажетесь при случае продвинуть "своих" на ключевые посты?
— У нас-то как раз приветствуется меритократия, то есть выдвижение лучших. Выбирая хоть мэра в своем городе, хоть сотрудника в свою редакцию, я предпочту лучшего, а не того, кто масон или, наоборот, не масон. Другое дело, что мы — в Италии и тут своя логика... Расскажу вам случай из личной практики. В 1993-м я лишился работы — издатель закрыл газету. Пока искал место, пришлось подписать контракт на семь месяцев с RAI (общественное телевидение Италии.— "О"), чтобы хоть как-то выдержать. Так коллеги устроили забастовку, обвинив руководство телекомпании в том, что оно взяло масона по масонской протекции. И хотя протекции не было, а работа была не бог весть что, пришлось на ней задержаться и показать, что моя квалификация много выше, чем у других претендентов.
— А на какие средства существует "Великий Восток"?
— Каждый год члены лож платят взносы, которые варьируются по зонам, но в среднем составляют 500 евро в год. Часть идет на благотворительность, часть — на аренду помещений.
— А как ваша должность оплачивается?
— У меня нет зарплаты. Но мне отпущено 100 тысяч евро в год, за минусом налогов, на расходы, связанные с моей деятельностью.
— Какие преимущества дает братство сегодня?
— Я поверну ваш вопрос по-другому: чего бы я лишился, если б не стал масоном? Так вот, пребывание в братстве стало для меня отправной точкой размышлений о себе самом и помогло лучше понять других. Я научился понимать, что не всегда прав, научился слушать доводы и верить, что рядом со мной человек, в рассуждениях которого можно обнаружить и истину тоже. Когда я говорю с коллегой по работе или с любым другим человеком, я стараюсь процентов 10 правоты оставлять собеседнику. Если и он будет исходить из той же формулы, эти общие 10 процентов дадут массу возможностей найти общий язык, и уже ради одного этого стоило быть масоном.
— Принимая во внимание готовность к диалогу папы Франциска, могут ли масоны ожидать послаблений со стороны католической церкви?
— Надо спросить у Франциска. Хотелось, чтобы папа, произнесший "кто я такой, чтобы осуждать гомосексуалистов", руководствовался тем же принципом и в отношении наших лож. Обидно, что святой ныне папа Иоанн Павел II, просивший прощения у всех невинно пострадавших от католической церкви, ни словом не обмолвился об отлучении от церкви и наших братьев. Мы знаем, что есть разница между отношением к масонам официальной иерархии и обычных священников. В силу этого нам тем более хотелось начать диалог.
— Женщинам у вас не место?
— Поверьте, в этом нет дискриминации, но у такой традиции есть основания. Мы происходим от строителей соборов, и женщины к этому ремеслу отношения не имели. К тому же, если говорить о важнейшей для масонов процедуре инициации, женщины не участвуют в подобных действах. Это чисто мужской ритуал, и все сообщества, основанные на ритуалах инициации, исключительно мужские. Впрочем, есть и более глубокие причины. Наша основополагающая задача состоит в совершенствовании человека. Но совершенствование мужчины и совершенствование женщины не одно и то же. Мужчина должен становиться все больше мужчиной, а женщина — еще больше женщиной. И здесь нет ущемления: просто природа. Впрочем, существуют масонские ложи с другими порядками. Есть смешанные ложи, есть чисто женские. Мы не исключаем с ними контактов, у нас есть даже партнерство с женской организацией "Орден Восточной Звезды", которая занимается в основном филантропической деятельностью
— Можно ли выйти из организации?
— Прекратить участие в жизни ложи можно — у нас это называется "заснуть". Но процесс инициации вернуть вспять нельзя.
— А вербовкой новых членов вы занимаетесь?
— Прозелитизм — не наша стезя. Но мы открыты. На нашем сайте есть кнопка "контакты". И если гражданин (в данном случае слово "профан" не кажется мне подходящим) запрашивает о приеме в "Великий Восток", мы просьбу рассмотрим, поговорим с ним и постараемся понять мотивацию. А затем проголосуем по кандидату. Могу сказать, что в последние годы число "стучащихся" возросло. Как и число членов братства. 15 лет назад нас было меньше 10 тысяч, теперь вдвое больше.
— Можно ли попасть в ваши архивы?
— Архив открыт для ученых, в том числе и не масонов. Мы продолжаем над ним работу и каждый день открываем много интересного. Недавно выяснилось, например, что знаменитый итальянский актер Тото был масоном. Мы нашли его духовное завещание, написанное в ходе инициации. Так что, пожалуйста, приходите. Мы покажем, кстати, документы, связанные с историей русского масонства.
— У "Великого Востока" есть связи с современными российскими масонами?
— Да, конечно, я знаком с Великим командором. У вас еще очень молодая и небольшая по численности организация. Будем надеяться, что она будет расти и развиваться, тем более что в прошлом в России была одна из самых крупных и значительных масонских организаций в мире.
Магистр нового поколения
Стефано Бизи родился в 1957-м в Сиене. Он журналист, писатель, работает заместителем главного редактора газеты Corriere di Siena. Вступил в ложу "Великий Восток Италии" в начале 1980-х, а в апреле 2014-го избран Великим магистром. Стоит напомнить: "Великий Восток Италии" ведет свою историю с 1805 года, это самое старинное и самое крупное масонское братство на Апеннинах. Именно в его состав входила наделавшая много шума в 1980-е ложа "Пропаганда-2". И хотя "Великий Восток" отозвал патент у П-2 гораздо раньше, чем тот скандал грянул, "отмываются" от него масоны до сих пор: ведь парламентская комиссия не только признала деятельность П-2 преступной, но и установила причастность ложи к ряду крупных, но так и не раскрытых преступлений. Речь, в частности, о подрыве пассажирского поезда "Италикум", взрыве на вокзале в Болонье, похищении и убийстве Альдо Моро и т.п. Новый магистр взял курс на показательную открытость.