"ЕС настаивает, что каждый аэропорт должен проводить дорогостоящие проверки"
Европа приостановит авиационные грузоперевозки с Россией, если Минтранс не подчинится новым правилам авиабезопасности ЕС. Как отмечают собеседники "Коммерсантъ FM", в условиях готовящихся санкций компромисса достичь будет непросто.
Поток грузов из России в Европу может остановиться с 1 июля. Минтранс РФ и Еврокомиссия не смогли договориться о новых правилах авиабезопасности для перевозки грузов. Через неделю выгружать грузы в ЕС смогут лишь компании, получившие статус "перевозчика из третьих стран". Для этого нужно согласовать с Брюсселем программу мер безопасности для грузов и почты, а валидатор из ЕС должен проверить аэропорты. По данным газеты "Коммерсантъ", услуги валидатора стоят более €200 тыс.
Сейчас Минтранс решил попросить у ЕС отсрочки на время переговоров. Требования Евросоюза выполнимы, однако российское транспортное ведомство не устраивают дополнительные проверки. Об этом сообщила корреспондент газеты "Коммерсантъ" Елизавета Кузнецова.
"Проблема состоит в том, что Минтранс считает, что существующих проверок со стороны Международной организации гражданской авиации и других аналогичных мер вполне достаточно, а то, что требует ЕС — просто излишняя предосторожность. Но тут необходимо напомнить предысторию, из-за которой собственно ЕС и решил ввести такие меры — в 2010-2011 годах в одной из посылок была обнаружена взрывчатка, после этого ЕС разделил все государства на две группы — "зеленые" и "красные". Россия попала в "красные" — это и не устраивает Минтранс", — пояснила Кузнецова.
Российские требования к авиабезопасности не менее жесткие, чем европейские. Однако Евросоюз не доверяет сертификации, которую проходят российские авиационные службы, рассказал руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
"Сегодня на уровне Минтранса РФ и авиационных властей Евросоюза решается вопрос о том, удастся ли России убедить европейских партнеров в том, что наша система безопасности полностью отвечает всем международным требованиям. Европейцы настаивают на том, что каждый аэропорт должен проводить дорогостоящие проверки уже в соответствии с европейскими требованиями, чтобы гарантировать, что в наших аэропортах все, что связано с досмотром багажа, с контролем доступа пассажиров соответствует самым высоким требованиям", — считает Пантелеев.
Директива ЕС вступила в силу еще в феврале 2012 года, однако Минтрансу не хватило двух лет, чтобы согласовать требования с европейской стороной.
Кроме того, в этом вопросе есть геополитический аспект. Вопрос об отсрочках для российских авиакомпаний может быть привязан к возможному введению новых санкций против России, который будет обсуждаться на саммите стан ЕС в конце июня. Так считает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.
"Времени очень мало осталось, поэтому вряд ли удастся согласовать все моменты, но есть возможность получить отсрочки. Другое дело, что здесь будет какой-то политический момент. Этот вопрос будет привязан к саммиту ЕС 26-27 июня. Там будет рассматриваться вопрос об отсрочках и увязке к тем санкциям, которые, возможно, будут рассматриваться против России. То есть если бы это было год назад, то, наверное, можно было бы легко решить эти проблемы", — считает Душин.
По мнению экспертов, полная остановка грузопотоков из России в Евросоюз маловероятна, поскольку это противоречит интересам обеих сторон. Кроме того, остановка воздушного сообщения сильно ударит по бизнесу, а это повышает шансы, что стороны придут к компромиссу.