Правила игры
меняются на глазах обозревателя отдела бизнеса Юрия Барсукова
История спотовых торгов газом — одна из лучших иллюстраций развития внутреннего рынка в последние годы. Инициатором начала торгов в 2006 году, когда их еще не было и в континентальной Европе, был "Газпром": в компании полагали, что высокая "рыночная" цена в условиях дефицита газа на рынке послужит еще одним аргументом в пользу ускоренного роста тарифов. В течение двух лет эксперимент проходил под полным контролем монополии, и когда в 2008 году из-за аппаратных нестыковок он прервался, в компании поначалу расстроились. Вскоре настроение изменилось — из-за кризиса потребление газа рухнуло, а тарифы продолжили расти и сделали внутренний рынок привлекательным для независимых производителей. В этих условиях спотовая торговля дала бы независимым еще один способ завоевания рыночной доли.
Те, впрочем, прекрасно справились и так, в последние четыре года более чем удвоив долю на рынке и забирая у "Газпрома" промышленных потребителей в регионах с наибольшей рентабельностью. Монополия, связанная по рукам и ногам тарифом, готова была согласиться на возобновление спотовых торгов, чтобы вернуть себе рынок, но по-прежнему хотела их контролировать. Именно в этом заключалась суть спора между "Газпромом" и Игорем Сечиным, который, покидая в 2012 году пост вице-премьера, подготовил постановление, дающее право торговать газом только на товарных биржах, тем самым исключив из игры электронную торговую площадку "Газпрома". После года дискуссий постановление все же решили поправить, но затем документ вновь застрял в аппарате правительства. Как говорили источники "Ъ", теперь спотовые торги были уже не нужны независимым, которые были в целом довольны итогами дележа рынка между ними и "Газпромом".
Позиция независимых поменялась, когда над основой их конкурентоспособности нависла страшная угроза — правительство всерьез подумывало дать "Газпрому" возможность делать скидки к тарифу. Монополия собиралась потеснить конкурентов на наиболее рентабельных направлениях. Независимые, как могли, тормозили принятие постановления о скидках, а затем сделали контрпредложение — пусть уж лучше "Газпром" продает газ по свободной цене на споте, чем будет целенаправленно выбивать у них крупнейших клиентов. Идея была вынесена на президентскую комиссию по ТЭКу, получила поддержку Владимира Путина, и после этого постановление о спотовых торгах, мариновавшееся в правительстве более года, было принято за две недели.
По данным "Ъ", теперь "Газпром" ушел в глухую оборону, рассчитывая на то, что без него как безальтернативного оператора системы газоснабжения торги организовать все равно не удастся. Позиция опасная — как показывают события последних лет, попытка любой ценой удержать монопольное положение оборачивается для "Газпрома" большими потерями.