Правительство требует оплатить проезд
ОАО РЖД дают право отказаться от электричек
Правительство намерено обязать регионы компенсировать пригородным пассажирским компаниям (ППК) выпадающие доходы от железнодорожных перевозок. До сих пор власти субъектов РФ могли пользоваться тем, что компании не могли уклониться от контракта с регионом на перевозку пассажиров, даже если не получали компенсации. Но правительство с 2015 года собирается разрешить ППК отказываться от перевозки при неплатежах. Эксперты ожидают, что ряд регионов с дефицитными бюджетами могут остаться без электричек.
Вчера Минэкономики опубликовало проект постановления правительства РФ о внесении изменений в постановление от 1995 года "О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)". Поправки закрепляют за регионами обязанность заключать контракты на транспортное обслуживание с железнодорожными ППК и компенсировать их потери, если тариф ниже себестоимости.
Исходно ППК (СП ОАО РЖД и регионов) создавались именно для того, чтобы власти субъектов РФ могли заказывать пригородные перевозки. Но, как пояснили "Ъ" в ОАО РЖД, до сих пор регионы формировали заказ на объем перевозок и не несли материальной ответственности перед монополией. "Регионы могли подписать лишь ту часть договора, которая касается транспортного обслуживания и проигнорировать финансовую часть",— добавили в компании. К 1 января 2014 год долг регионов перед ППК составил 30 млрд руб., а к концу года должен вырасти еще на 8 млрд руб. Сейчас 73 субъекта РФ обслуживают 26 ППК, но только пять прибыльны — в Московском регионе, Астраханской и Рязанской областях, Адыгее и Петербурге. Больше половины регионов компенсируют меньше 50% выпадающих доходов ППК.
В этом году монополия пыталась ужесточить требования, соглашаясь заключать договоры исходя из платежеспособности регионов и отменив к апрелю 361 электричку. Но совсем отказать региону в услуге, даже если он не подписал договор о компенсациях, ППК не могли. Это право появилось у ППК лишь после утверждения правительством 19 мая концепции развития пригородных пассажирских перевозок. По документу, регионы при наличии альтернативы (например, автобусов) вправе отказаться от электричек, согласовав это с Минтрансом. Вчера в Минтрансе сообщили "Ъ", что к ним с такими предложениями не обращались.
Как уточняют в ОАО РЖД, согласно концепции, с 2015 года контракт между ППК и регионом подписывается на 15 лет, в нем прописываются условия выполнения обязательств каждой из сторон (в том числе порядок установления тарифов и система финансовой ответственности сторон).
Если регион отказывается подписать контракт на таких условиях, ему услуга пригородного сообщения не оказывается, пояснили "Ъ" в монополии.
Но в ряде случаев сейчас конфликты между регионами и ППК связаны и с тем, что стороны не могут согласовать размер компенсаций. В ОАО РЖД замечают, что Ставропольский край, Вологодская и Ленинградская области в 2014 году вообще не подписали контракт на обслуживание и не заложили деньги на ППК в бюджет. Вчера в пресс-службе правительства Ленобласти заявили "Ъ", что в 2014 году выплатят ППК почти 0,5 млрд руб. за перевозку льготников и увеличивать сумму не собираются, поскольку установлен предельный экономически обоснованный тариф. Но в ОАО РЖД считают, что в 2014 году долг Ленобласти перед ППК составит 416,8 млн руб., так как регион завышает объем перевозок и не согласен с предъявленными ППК расходами.
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что новые правила позволят улучшить ситуацию с платежами, но результат зависит от финансового положения конкретного региона. Он не исключил, что часть регионов с дефицитными бюджетами все же откажутся от электричек.