В директорском обличии
Почему Франция не взяла в прокат фильм про человека, похожего на Доминика Стросс-Кана
Фильм "Добро пожаловать в Нью-Йорк" так и не появился на экранах на родине героя, но в России его увидят: он выходит в прокат 17 июля.
Фильм Абеля Феррары "Добро пожаловать в Нью-Йорк" можно смотреть ради американского режиссера, памятного нам "Плохим лейтенантом". Можно смотреть ради француза Жерара Депардье или британки Жаклин Биссет, замечательных актеров. Но смотрят его ради двух персонажей, которые в фильме даже не названы,— бывшего директора Международного валютного фонда (МВФ) Доминика Стросс-Кана и его бывшей жены Анн Синклер.
Все объяснения в титрах вроде того, что любое сходство случайно и при съемках фильма ни один директор МВФ не пострадал, на публику не действуют. Продюсеры десять раз сказали, что это не так, но все знают, что это так.
Все помнят, как развивались события в жизни реальных героев, и спешат сравнить их с интерпретацией Феррары. Потому что фильмы, хотя и документальные, о скандале в Нью-Йорке уже выходили, а число написанных про грустную судьбу Доминика Стросс-Кана (которого французы, помешанные на аббревиатурах, называют DSK) книг приближается к десятку. Директора главного финансового института западного мира, одного из самых блестящих международных чиновников, друга Обамы и Меркель, с которой он был на "ты", первого кандидата на будущее президентство Франции арестовали в аэропорту Нью-Йорка по обвинению в изнасиловании Нафисату Диалло — страшной как грех 32-летней иммигрантки из Гвинеи, ныне горничной Sofitel.
Доминика Стросс-Кана отправили на пять дней в тюрьму, потом выпустили под залог и посадили под домашний арест. Все это время возмущенные феминистские организации, гвинейская диаспора и вообще люди доброй воли проклинали богатея, который издевался над несчастной женщиной. И только его жена Анн Синклер, знаменитая журналистка, редактор и глава нескольких СМИ, одна из богатейших женщин Франции, примчалась к нему в Нью-Йорк, искала для него адвокатов, снимала дом, где он бы мог спокойно проводить свой арест, и ждала результатов расследования, которые не замедлили появиться. Как мы помним, адвокаты раскопали, что оскорбленная Нафисату оказалась профессиональной лгуньей. Она соврала американским властям о своем прошлом, незаконно получила вид на жительство, а историю с Стросс-Каном готовилась использовать для того, чтобы как следует заработать, чем и похвасталась по телефону дружку, сидящему в тюряге. Охотник и жертва разом поменялись местами.
Доминик Стросс-Кан был оправдан, но опозорен. Ему все равно пришлось расплатиться за свою глупость. Нафисату Диалло получила-таки чужой каравай. По разным источникам, от $1,5 млн до $6 млн. Ну а Анн Синклер привезла мужа во Францию, где он немедленно стал мишенью для всех женщин, с которыми пытался переспать за свою долгую творческую жизнь.
Его атаковали проститутки из Лилля, которыми его угощали друзья — местные полицейские и владелец борделей в Бельгии Доминик Альдервейрельд, он же Додо ля Сомюр, то есть Додо Рассол. Всплыли истории про журналистку, которую он в процессе интервью уронил на пол, и про его подчиненную из МВФ — венгерскую красавицу Пирошку Надь, которая так характеризовала Стросс-Кана: "Боюсь, что у этого человека есть проблема, которая делает его малопригодным к управлению организацией, где работают женщины". У меня в эти дни было абсолютное ощущение того, что я слушаю песню Юлия Кима про "сволочь, которую выбрали в партком": кто только не приходил, чтобы пнуть поверженного DSK.
Когда его стали таскать на допросы на родине, Анн Синклер решила, что сделала все, что могла, потребовала развода и прогнала сатира из роскошной квартиры на площади Вогезов. А соратники Стросс-Кана стали говорить и писать, что он был безумцем, помешанным на сексе — чего ему не хватало?
Все объяснения в титрах вроде того, что любое сходство случайно и при съемках фильма ни один директор МВФ не пострадал, на публику не действуют
В сущности, фильм Абеля Феррары и пытается ответить на этот глупый вопрос: чего ему не хватало? Причем совершенно в духе психологических этюдов из журналов "в измене мужа виновата жена". Оказывается, это героиня Жаклин Биссет, Симона, наследственная супербогачка, талантливая и успешная журналистка, замучила своего мужика, героя Жерара Депардье, успешного месье Девре, бесконечной ответственностью. Стань да стань президентом Франции, а я буду владычицей морскою.
К тому же она — наследственная хищница, и месье Девре так прямо и заявляет ей в разгар скандала: "Могила твоего отца была вся покрыта цветами, но воняло все равно". Семья Симоны занималась во время войны темными делишками. Речь идет об истории реальной Анн и о том, что, пока ее родители-евреи скрывались в Америке от нацистов (Анн Синклер рождена в Нью-Йорке), старшие родственники, знаменитые арт-дилеры, якобы делали состояние на несчастье других и наживали миллионные коллекции. За это Синклер обвинила режиссера Феррару и продюсера Венсана Мараваля в антисемитизме, хотя и добавила, что не намерена доставить им удовольствие формальным судебным процессом. В суд обратился ее бывший муж, DSK, но Мараваль в своих интервью предупреждает, что американский фильм (а "Добро пожаловать в Нью-Йорк" — фильм как раз не французский, а американский) был сто раз отсмотрен юристами, которые не нашли в нем никаких оснований для возможных исков.
И режиссер, и продюсер говорят о том, что если это и история падения, то скорее история падения Жерара Депардье, взятого в плен если не сексом, то алкоголем и несколько раз едва не разрушившего свою карьеру. Они похожи по возрасту, по комплекции, по отвращению к условностям. Но едва ли Депардье жалеет своего героя, хотя точно так же стал объектом нападок, когда попытался избавиться от французских налогов за бельгийской границей, а потом оказался российским гражданином (это еще можно было бы стерпеть) с шестипроцентной налоговой планкой (что стерпеть было уже немыслимо).
Фильм не вышел и не выйдет в прокат во Франции, зато там его можно скачать в сети и посмотреть за скромные €6,99. Продюсеры считают, что он отобьет затраты после 120-тысячного просмотра, который уже не за горами. Почему его не берут в прокат? Едва ли из-за цензуры: за Стросс-Кана сейчас никто не будет заступаться, адвокаты тоже не всесильны. Один из них охарактеризовал фильм как merde, то есть "дерьмо". Тут он в своей рецензии, конечно, загибает, но фильм и вправду очень средний, несмотря на усилия Биссет и Депардье. Тем не менее его купили для проката в нескольких странах, в том числе в нашей. Жаль, что не привезли снятый по горячим следам порнофильм "DXK", где человека по имени Давид Секс-Кинг сыграл известный порноактер Роберто Малоне, которому досталась наконец-то долгожданная возрастная роль.