Примат в два хода

Смогут ли создатели «Планеты обезьян» попасть в клуб миллиардеров

Российского зрителя ждут на премьере картины "Планета обезьян: Революция". Это вторая часть франшизы, которую, весьма вероятно, ждет сияющее финансовое будущее.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Вся история, права на которую принадлежат 20th Century Fox, основана на фантастическом романе француза Пьера Буля 1963 года. И чем чаще она попадает на экран, тем меньше в сценарии остается от оригинала, но главное допущение не меняется: люди сталкиваются с прочими высшими приматами, которые некстати обретают разум и способность организовать социум. Первый заход на эту территорию состоялся в 1968 году: "Планета обезьян" Франклина Шеффнера, снятая за $5,8 млн, только в американском прокате заработала $32,5 млн, показав превосходный коэффициент кассового успеха (ККУ) — 5,6. Постановку отличали новаторский для того времени грим и саундтрек, в котором звучали авангардные композиции с обилием перкуссии; ее воздействие на киноиндустрию и воображение подростков в конце 60-х трудно переоценить. Дальше были четыре сиквела — последний вышел в 1973 году, довел общий заработок до $82,3 млн и, казалось, тему закрыл. В 2001-м последовал не слишком удачный ремейк в исполнении Тима Бертона. То есть с точки зрения денег он не подкачал — заработал $362,2 млн при $100 млн вложений (ККУ 3,62). Однако, несмотря на очередные похвалы гриму, критики фильм не особенно приветили, и боссы Fox взяли паузу в десять лет, во время которой придумали полностью перезапустить франшизу.

Стартовую постановку "Восстание Планеты обезьян" осуществил режиссер Руперт Уайатт за разумную для кинофантастики сумму $93 млн. Фильм неожиданно стал хитом, заработал $481,8 млн и показал ободряющий ККУ 5,18 — не в последнюю очередь благодаря инновационному цифровому гриму и мастеру технологии performance capture актеру Энди Серкису. Разумеется, речь тут же зашла о сиквеле, но Уайатт от участия в нем отказался, заявив, что студия дает слишком мало времени на должную разработку проекта. Недолгий поиск привел Fox к кандидатуре Мэтта Ривза, который в 2008 году убедительно выступил с фильмом "Монстро", но с тех пор ничем особенно примечательным не отметился. О чем там договаривались за закрытыми дверями Ривз и руководители 20th Century Fox и какие способы мотивировать режиссера были найдены, никто не знает. Но результат вышел таким, что на агрегаторе кинорецензий Rotten Tomatoes рейтинг фильма "Планета обезьян: Революция" никак не опустится ниже 96%. Причем рецензенты наперебой расхваливают и сценарий, и режиссуру, и очередной прорыв в motion capture, который совершила новозеландская студия Weta Digital — возможно, лучшая студия цифровых спецэффектов на планете на настоящий момент. Уже высказано предположение, что фильм станет для франшизы "Планета обезьян" тем же, чем стала "Империя наносит ответный удар" для "Звездных войн". Fox тем временем готовится вписывать в графу "Прибыль" девятизначные суммы и прикидывает, хватит ли пороху у "Революции", чтобы попасть в клуб миллиардеров, где обретаются постановки, заработавшие более $1 млрд.

Весьма характерно, что именно члены этого клуба составляют рейтинг самых кассовых картин, в которых используются цифровой грим, технология performance capture и прочие примочки high-tech. По понятным причинам все они — творения XXI века.

На дне рейтинга, на пятой позиции, расположилась вышедшая в 2006-м картина "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца" Гора Вербински. Один из главных тамошних антагонистов, пират Дэйви Джонс в исполнении Билла Найи, если кто вдруг забыл, носил на лице элегантные осьминожьи щупальца, которые, разумеется, были созданы на компьютере. Постановка стоила внушительные $225 млн, но смогла заработать $1,066 млрд (ККУ 4,73) — именно на эту границу имеет смысл ориентироваться создателям фильма "Планета обезьян: Революция", если они хотят попасть в топ-5.

Четвертое место удерживает "Властелин колец: Возвращение короля" Питера Джексона, самый старший из присутствующих в рейтинге фильмов — 2003 года. По его поводу можно произнести всего пять слов: Weta Digital, Энди Серкис, Голлум. Ну о`кей, можно еще добавить четыре выигранных "Оскара" в номинациях "Лучшая операторская работа", "Лучший оригинальный саундтрек", "Лучший грим" и "Лучшие визуальные эффекты". Бюджет постановки составил $94 млн, сборы — $1,119 млрд, ККУ — 11,9 пункта, лучший показатель в рейтинге.

На третьем месте — свежайший, 2013 года, релиз: "Железный человек-3" Шейна Блэка. Performance capture используется в нем едва ли не в каждом кадре, особенно бросаясь в глаза, когда наступает время финальной битвы между Тони Старком и героем Гая Пирса Олдричем Киллианом, изобретателем вируса "Экстремис". На третью часть "Железного человека" было потрачено $200 млн, мировой прокат принес $1,215 млрд, что дает весьма приятный ККУ 6,07.

Второе место в пятерке — у суперблокбастера "Мстители" Джосса Уидона. Релиз 2012 года часто попадает в списки хорошо зарабатывающих картин, поскольку при бюджете $220 млн принес $1,518 млрд прибыли (ККУ 6,9), и это без учета мерчандайза и прочих дополнительных источников дохода. Следы цифрового грима в "Мстителях" можно обнаружить много на ком, но львиная доля досталась Марку Руффало, который играет Халка. До выхода сиквела "Мстителей" остался всего год, и нет сомнений, что они вытеснят из рейтинга нынешнего резидента пятого места.

Да что там говорить, даже позиция лидера топ-5, "Аватара" Джеймса Кэмерона, не кажется незыблемой — хотя бы потому, что сам же Кэмерон собирается снять как минимум три сиквела, и кто знает, не окажутся ли они еще более кассовыми, нежели исходная постановка. Эффекты и цифровой грим для нее, как легко догадаться, были разработаны Weta Digital и в 2009 году представлялись вершиной достижений в технической и творческой сфере. Они, конечно, подняли стоимость производства до $237 млн, но зато помогли заработать максимальную сумму в истории кино — $2,782 млрд (ККУ 11,73).

Вся лента