«Закон ставит к стенке»
Проект сенатора Штырова по развитию Дальнего Востока подперли ТОРами
Вчера на круглом столе, посвященном реализации стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона, парламентарии решили поддержать в качестве базового законопроект об ускоренном развитии, подготовленный группой сенатора Вячеслава Штырова. Как рамочная мера его дополнят продвигаемые Минвостокразвития территории опережающего развития (ТОР). Парламентарии признают, что без принятия документов исполнение госпрограммы развития региона не обеспечено, тогда как «закон ставит к стенке». А бизнесмены говорят, что даже принятие законов не гарантирует их исполнения.
Вчера в Хабаровске депутаты Госдумы и региональных парламентов обсуждали нормативные акты по развитию дальневосточных территорий, в очередной раз найдя в них массу недоработок. Председатель комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов напомнил, что еще 9 июня комитет Госдумы провел парламентские слушания по программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона. По мнению парламентариев, программа не является комплексным документом, не обеспечивает закрепления населения за счет формирования развитой экономики и среды проживания. «Участники слушаний сошлись на невозможности реализации программы в том виде, в котором она утверждена»,— сообщил он.
Как заметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, и разработанная Минвостокразвития госпрограмма, и закон о ТОРах имеют для региона определяющее значение. В то же время актуален и закон об ускоренном развитии региона, который разработан группой сенатора Вячеслава Штырова. «Это еще один инструмент, который поможет нам решить проблемные вопросы»,— добавил губернатор. Председатель законодательной думы Хабаровского края Виктор Чудов заявил, что парламентская ассоциация Дальнего Востока и Байкальского региона внесла в закон об ускоренном развитии Дальнего Востока более десяти предложений. В том числе о компенсациях из федерального бюджета разницы в энерготарифах (чтобы довести их уровень до среднероссийского); о распространении субсидирования дальневосточных авиарейсов на все возрастные категории; о льготной ипотеке.
Хабаровский министр экономразвития Виктор Калашников добавил, что власти края предложили двухуровневую структуру ТОРов: они должны быть как федеральными, так и региональными (см. материал на этой странице). «Надо вернуться к идее региональных инвестфондов, которые могут поддерживать региональные проекты. Мы предлагаем софинансировать их через вновь создаваемый фонд развития Дальнего Востока»,— перечислил он другие предложения. По мнению министра, законопроект, подготовленный рабочей группой Вячеслава Штырова, «закрывает больший пласт вопросов», чем закон о ТОРах.
Председатель Госсобрания Якутии Александр Жирков заметил, что пока по обоим законопроектам, как и по госпрограмме, «существенных сдвигов не заметно». «Идет сопоставление двух основополагающих законов, которые на данный момент являются наиболее разработанными. Но под этим видом мы живем в правовом безвременье, закона нет, программа очень куцая, и без закона она будет изменяться в зависимости от наличия ресурсов»,— полагает он. По мнению парламентария, нужен комплексный, базовый закон о Дальнем Востоке — таким мог бы стать проект господина Штырова. Закон о ТОРах в этом случае являлся бы рамочным нормативным актом, который «без большого ущерба» может существовать отдельно.
Как заявил председатель думского комитета Николай Харитонов, от парламентариев целиком зависит, будет ли полноценный закон или будет госпрограмма, которую можно в любой момент урезать: «Закон ставит к стенке, его нужно выполнять». О необходимости контроля за исполнением говорят и представители бизнеса.
Как заявил на «круглом столе» гендиректор ООО «Морской порт Новая Советская Гавань», дочки ОАО «Росагроснаба», Игорь Шевцов, компания с 2011 года не может добиться решения Минэкономики по проектам в Совгаванской ОЭЗ. «В 2011 году мы зарегистрировали компанию для строительства в Советской Гавани терминала по переработке сибирского зерна, контейнерного терминала на 280 TEU, рыбоперерабатывающего завода. Трижды подавали заявки в Минэкономики. Через два года, в январе 2013 года, заявка была принята. С тех пор прошло уже полтора года, а документ лежит в министерстве без движения. В кулуарах нам объясняют, что сначала надо собрать пул инвесторов, но мы готовы уже сейчас вкладывать!»— пояснил он. По словам бизнесмена, нужно поставить вопрос о личной ответственности руководителей за реализуемые проекты и прописать это в законопроектах.
С господином Шевцовым согласен и член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Константин Лазарев: решение о создании Советско-Гаванской ОЭЗ принято Минэкономики в 2008 году, деньги зарезервированы, но прошло уже четыре с половиной года, фактически ничего не сделано. По его мнению, «опережающего развития Дальнего Востока не будет, об этом свидетельствуют уже 15 лет нашей экономической истории». «Мы делаем ставку на ускоренное развитие обрабатывающих отраслей, а какова структура себестоимости продукции этих предприятий? Эти вопросы не изучаются при разработке законопроектов, а без этого мы не будем конкурентоспособны»,— продолжил он.
В итоге все прозвучавшие предложения Николай Харитонов пообещал внести в Госдуму при рассмотрении обоих законопроектов и дальневосточной госпрограммы, которое состоится в осеннюю сессию.