Музей без квартиры

Тексты и вещи обэриутов в ВЦСИ

Творческий партнер Платоновского фестиваля издательство «Вита Нова» представляет в Воронежском центре современного искусства выставку «Случаи и вещи. Даниил Хармс и его окружение». Алексей Дмитренко и Алексей Захаренков, соответственно главный редактор и генеральный директор издательства, уже несколько лет собирают автографы, документы, фотографии, книги и мемориальные вещи Даниила Хармса и компании, обэриутов, «чинарей» и детгизовцев, с почти утопической целью создать музей. Нынешнюю выставку, показанную ранее в Петербурге, предлагается рассматривать как эскиз к нему.

Ядро экспозиции — 13 автографов Хармса, купленных издательством у коллекционера Сергея Григорьянца: наряду с черновиками и беловыми вариантами ранее печатавшихся, пусть и с неточностями, вещей тут есть и совершенно неизвестные произведения. Любому, кто хотя бы приблизительно представляет себе, в какой дисперсии пребывает архив Хармса, ясно, чего стоят — в научном прежде всего смысле — эти помятые, линованные и нет листки.

Кроме того — книги. Редкие книги «для взрослых», которые удалось издать обэриутам,— в основном это сочинения Константина Вагинова. Роскошная подборка детгизовских книжек с гениальными иллюстрациями тех, кого вскоре назовут «художниками-пачкунами», и журналов «Чиж» и «Еж» — здесь помимо стихов и рассказов Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова есть детские книги Дойвбера Левина и Юрия Владимирова, чьи «взрослые» обэриутские сочинения исчезли. Книги из личной библиотеки Хармса. Легендарный чемоданчик, в котором блокадный дистрофик, близкий друг Введенского и Хармса Яков Друскин вынес рукописи Хармса из его пострадавшего от бомбежки дома и с которым в полумертвом состоянии отбыл в эвакуацию, спасая заодно все имевшиеся у него автографы Введенского и Олейникова, тоже теперь в коллекции «Вита Нова». Вместе с частью своего содержимого вроде бесценной «Серой тетради» Введенского.

Но не в пример иным литературным музеям проектировщики музея Хармса совершенно не страдают филолого-вещеведческой слепотой: автографы, книги и прочая memorabilia не только эффектно выставлены в плане экспозиционного дизайна, но и точно прокомментированы работами художников, рисунками Алисы Порет, ранними иллюстрациями Михаила Шемякина к стихотворениям Введенского и воображаемыми портретами «чинарей» Петра Перевезенцева, с которым также сотрудничает издательство.

Воронежский центр современного искусства, до 29 июня

Анна Толстова

Вся лента