Пять в одном
Русский авангард в музее имени Крамского
Экспозиция русского авангарда «Свобода – причина мира» – крупнейший выставочный проект Платоновского фестиваля: пять провинциальных музеев из Краснодара, Пензы, Самары, Саратова и Ярославля предоставили 78 работ от 56 художников.
По словам кураторов, многие работы не раз выставлялись в Европе, некоторые картины и вовсе еще ни разу широко не показывали в России. И впервые такая коллекция представлена в провинции. Кураторам удалось уговорить хранителей музеев дать работы – многие картины должны были по планам снова отправиться в Европу. Выставка тем ценнее и интереснее, что в Воронеже своего собрания авангарда нет. В 1930-е из мастерских ВУХТЕМАСа музею имени Крамского передавали, например, Ларионова, Кандинского, Родченко, Степанову, но эти работы либо были вывезены, либо погибли во время Великой отечественной войны: для эвакуации музейщики просили пять вагонов, а дали только два, и коллекции авангарда и иконописи остались в городе.
Расположившаяся на антресоли выставочного зала выставка гармонирует с идущей в том же зале ретроспективой соцреалиста Александра Дейнеки и представляет все основные направления русского авангарда – абстракционизм, кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм. В частности, можно увидеть живопись и графику Натальи Гончаровой (особенно любопытны графические листы на религиозную тему: всадники в шинелях видят в небе Богородицу, ангелы летают рядом аэропланами), эскизы к спектаклям Александры Эстер, графику Марка Шагала и Александра Родченко, живопись Аристарха Лентулова и Роберта Фалька, геометрические абстракции Михаила Ле Дантю. Здесь нет общеизвестных, находящихся на слуху работ, но представление о развитии авангарда в начале ХХ века получилось полным.
Наряду с абстракционизмом и прочими «измами» представлены и близкие к академическому искусству пейзажи и портреты, также написанные некоторыми авангардистами.
Воронеж, музей имени Крамского, до 3 августа