Из офшоров предлагается уходить пошагово
РСПП выступает за постепенную правку налогового законодательства
Разработка нового режима налогообложения "контролируемых иностранных компаний" (КИК), как и введение его в действие, может быть поэтапной, заявил вчера глава РСПП Александр Шохин. Даже с учетом готовности Минфина смягчать свою версию закона о КИК в Минэкономики настаивают на необходимости смены концепции проекта, учете влияния на ситуацию смежных законопроектов и переходном периоде — в частности, на отказе от определения в первые годы работы налогового резидентства для КИК.
Вчера председатель РСПП Александр Шохин на круглом столе "Деофшоризация бизнеса в России", организованном ИД "Коммерсантъ", заявил о двух возможных стратегиях принятия поправок к Налоговому кодексу (НК), которые вводят понятие КИК и устанавливают для таких компаний и их совладельцев обязанность платить налог на доходы по активным и пассивным операциям. Напомним, последнюю версию поправок Минфин, действующий в рамках поручения президента Владимира Путина, опубликовал в конце мая 2014 года; бизнес заявил о нерациональной жесткости, неприемлемой расплывчатости формулировок и спорности положений. Минэкономики поддержало бизнес-объединения, подготовив альтернативную версию поправок. На прошлой неделе (см. "Ъ" от 19 июня) РСПП на встрече с Дмитрием Медведевым смог добиться принципиальной поддержки им ключевых предложений Минэкономики — в частности, изменения с 10% до 50% порога владения для определения КИК и поэтапности введения нового налогового режима.
По словам главы РСПП, поэтапной может стать и разработка закона. Он полагает, что к октябрю 2014-го выяснится, смогут ли Минфин и заинтересованные стороны выйти на полный текст закона. Но РСПП устроит вариант, аналогичный внесению поправок в закон "О защите конкуренции": ФАС разрабатывает их с 2008 года, сейчас обсуждается четвертый "антимонопольный пакет". В этом случае законопроект о старте "деофшоризации" сможет пройти через Госдуму до декабря 2014 года, а первый пакет будет разработан в 2015-м. Минэкономики считает этот вариант приемлемым — представитель ведомства Белла Панина заявила, что можно не определять понятие "налоговое резидентство" на первом этапе режима контроля КИК.
Несмотря на обещание Дмитрия Медведева тщательно оценивать последствия поправок к НК, отношение большей части делового сообщества к ним настороженное. Как подчеркнул директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев, они грозят превратить стагнацию в экономике в рецессию, их жесткость немотивированна, к тому же, как сдержанно отметил сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, "мы уже знаем, как это обходить". Заместитель главы Минэкономики Сергей Беляков полагает, что правительство поддержит подходы ведомства к проблеме, но в министерстве пока не видят возможности как-либо компенсировать для делового климата РФ последствия принятия проекта. Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что "деофшоризация" станет проблемой для корпоративной экспансии российских компаний за рубеж. Борис Нуралиев, глава 1С, обратил внимание на необходимость существенной настройки налогового администрирования после принятия законопроекта. При этом участники круглого стола увидели связь поправок с другими изменениями в законодательстве, например о новом порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, об ограничениях в банковской сфере для госкомпаний (см. "Ъ" от 24 июня).
В целом "деофшоризация", несмотря на ее политическую обоснованность, открыто рассматривается как идея из круга "экономической изоляции" РФ: так, в Минэкономики полагают, что в случае принятия поправок к НК в жесткой версии неизбежно восстановление институтов валютного контроля. Напомним, отказ от валютного и капитального контроля — необходимое условие конвертируемости рубля.