Лизинг нацелился на физических лиц
Петербургская компания намерена развиваться в 25 городах страны
Петербургская компания "Контрол лизинг" в течение пяти лет выйдет на рынки 25 городов России, начиная с городов-миллионников, таких как Екатеринбург, Краснодар, Казань. Лизингодатель будет продвигать неразвитый пока в России автолизинг для физлиц. Эксперты считают, что препятствием для развития этого сервиса может стать менталитет россиян, предпочитающих иметь автомобиль в собственности, а не арендовать его.
Как рассказал генеральный директор ООО "Контрол лизинг" Дмитрий Тимофеев, с начала следующего года компания намерена начать открывать офисы в городах-миллионниках. "Всего у нас в планах в течение пяти лет охватить двадцать пять городов. На создание необходимой инфраструктуры у нас заложено 350 млн рублей", — рассказал он. В Москве компания уже работает.
Семнадцатого июня компания запустила в Петербурге услугу по автолизингу для физических лиц. Речь идет об операционном лизинге иномарок стоимостью от 400 тыс. до 6 млн рублей сроком от года до трех лет. "С 2012 года мы предлагали лизинг легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта для юрлиц. В марте 2014 года запустили автолизинг для частных клиентов в Москве, и на данный момент в двух городах выдали 25 автомобилей. До конца 2014 года мы намерены выдать 1 тыс. автомобилей, а в течение пяти лет мы собираемся нарастить портфель до 55 тыс. автомобилей", — рассказал господин Тимофеев.
По его словам, платеж по автолизингу в два-три раза меньше, чем платеж по автокредиту, так как тело долга в лизинг (то есть стоимость автомобиля минус остаточная стоимость автомобиля на момент окончания лизингового договора, минус аванс) меньше тела долга при кредите.
По словам господина Тимофеева, помимо "Контрол лизинга", в России всего две компании предлагают эту услугу — "Европлан" и автодилер Major. "Такое небольшое количество связано с тем, что необходимо иметь большой запас ликвидности, у нас он есть, так как в числе наших акционеров есть структура одного из крупнейших банков России", — сообщил он.
ООО "Контрол лизинг" основано в 2011 году. По данным "Коммерсантъ-Картотеки", его стопроцентным собственником является компания "Баззерло Холдингс Лимитед", зарегистрированная на Кипре. В самой же лизинговой компании рассказали, что конечными собственниками являются лизинговая компания ЗАО "ГИЛК" (43%), английский фонд прямых инвестиций (40%), еще 17% находится у некоего инвестиционного подразделения российского банка, название которого в "Контрол лизинге" не раскрывают. Лизинговый портфель компании 1,2 млрд рублей.
Коммерческий директор ООО "Лентранслизинг" Дмитрий Паславский говорит, что план по охвату 25 городов достаточно амбициозный, но вполне выполнимый при наличии достаточного опыта развития филиальной сети и понятных, простых и стабильных условий привлечения финансирования.
Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании "ТрансФин-М", утверждает, что лизинг для физлиц в настоящий момент не очень распространен. "В первую очередь это связано с тем, что у лизинговых компаний (в отличие от банков) нет опыта работы с физлицами. Кроме того, у банков существенно больше ресурсов для продвижения кредитных продуктов среди населения, чем у лизинговых компаний, так как основной сегмент лизинговых компаний — это все-таки бизнес, а не физлица. Таким образом, маловероятно, что лизинг для физлиц в ближайшее время будет востребован", — говорит господин Зотов.
Александр Лысенко, начальник отдела маркетинга ООО "Сибирская лизинговая компания", считает, что с учетом общего снижения продаж автотранспорта делать ставку на развитие лизинговых сделок с физлицами — рисковая стратегия, так как хорошо известно о "низкой грамотности" физлиц в части лизинговых продуктов. "Теоретически автокредит не может быть менее выгодным, чем автолизинг, так как подавляющее количество лизинговых компаний фондируются в банках, то есть являются посредниками между банком и лизингополучателем. Но если учитывать, что лизинговая компания — корпоративный клиент банка, то в некоторых случаях она может кредитоваться на более выгодных условиях. Также лизинговая компания может получить значительную скидку от автодилера и "зашить" ее в тело лизинга, тем самым снизив сумму аванса или ставку. Но самое главное преимущество лизинговой компании — она может снизить требования к клиенту, и тот, кому откажут практически все банки в автокредитовании, может получить одобрение в лизинговой компании", — констатирует он.
Андрей Бугров, руководитель дивизиона "Санкт-Петербург" компании "Балтийский лизинг", утверждает, что лизинг физических лиц законодательно в России разрешен. "Правда, экономический смысл лизинга как способа финансирования базируется на налоговых преференциях для юридических лиц. На рынке наблюдается тенденция к развитию новых направлений, поэтому взор некоторых лизинговых компаний устремился и в этот сегмент. Безусловно, спрос существует, но экономическая суть от этого не меняется — это то же кредитование, хотя и с небольшими отличиями", — рассказывает господин Бугров.
Заместитель генерального директора ОАО "ВЭБ-лизинг" Алексей Сичинава поделился тем, что некоторые лизинговые компании, в том числе и "ВЭБ-лизинг", выводили на рынок такой продукт, как лизинг автомобилей для физических лиц. "Два года назад на рынках Москвы и Петербурга в пилотном режиме мы тестировали этот продукт, однако спрос на него оказался невысоким. В России физические лица все-таки предпочитают иметь автомобиль в собственности, нежели пользоваться им на правах аренды с перспективой выкупа. В России лизинг выгоден и востребован именно у юрлиц, в частности, у предпринимателей. Это позволяет им экономить на налогах, сохранять оборотные средства, приобретать основной фонд без залога и с минимальными переплатами. Я полагаю, что этот продукт в течение как минимум трех-пяти лет останется нишевым и не составит серьезной конкуренции кредиту", — заключает он.