Рекламные ограничения отправят на пенсию
Госдума отрегулирует рекламный рынок
Лидер "Российской партии пенсионеров за справедливость" Игорь Зотов внес в Госдуму пакет законопроектов, меняющий правила игры на рекламном рынке, достигшем по итогам 2013 года 328 млрд руб. Он предлагает отменить ограничение по продаже одним селлером более 35% всей телерекламы, запретить рекламу на платных телеканалах и разрешить рекламировать пиво на спортивном ТВ и в прессе.
Вчера Игорь Зотов внес в Госдуму сразу три проекта поправок к закону "О рекламе". В частности, он предлагает снять действующее законодательное ограничение в 35% рынка для продавцов телевизионной рекламы. Соответствующий закон был принят буквально за несколько дней в декабре 2009 года и в первую очередь был направлен против группы Vi (тогда — "Видео Интернешнл"), через которую проходило около 70% всех телевизионных бюджетов. Но уже через несколько месяцев группа перешла под контроль банка "Россия" Юрия Ковальчука. Санкции регулятора к продавцу не применялись ни разу — доля Vi, по подсчетам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), не превышает 35%, хотя на обслуживаемые ею каналы, например, в 2012-2013 годах приходилось 38,4% федеральной телерекламы.
Весь рынок телерекламы, по итогам прошлого года, составил 156 млрд руб. (оценка АКАР).
В отношении телерекламы ограничение доли рынка "доказало свою нежизнеспособность", считает господин Зотов. Оно необоснованно, поскольку "не отвечает потребностям телеканалов в получении наиболее качественного сервиса при реализации услуг по размещению рекламы" и, таким образом, приводит к стагнации рынка, указывает депутат.
Кроме того, Игорь Зотов предлагает запретить размещение рекламы на телеканалах, "доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств". По его мнению, сейчас бесплатные для потребителей телеканалы оказываются в неравных условиях с платными, которые зарабатывают и на абонентской плате, и на рекламе. Эта тема публично обсуждалась телекомпаниями в минувшем январе в ходе массовых отключений кабельными операторами телеканала "Дождь". Тогда, в частности, представители Ассоциации кабельного телевидения России указывали, что бизнес-модель канала, пытающегося зарабатывать одновременно и на подписке, и на рекламе, идет вразрез с интересами самих операторов.
Наконец, третье предложение господина Зотова — разрешить рекламу пива в печатных изданиях, а также в спортивных телетрансляциях, на каналах, специализирующихся "на сообщениях и материалах спортивного характера", и в местах проведения спортивных мероприятий. Практика спонсирования профессиональных спортивных мероприятий пивоваренными компаниями распространена во всем мире, но в России для пива исключение не делается, что затрудняет проведение в стране международных соревнований, указывает депутат в пояснительной записке.
В печатных СМИ алкоголь полностью запрещено рекламировать с 1 января 2013 года. В 2012 году, по данным аналитического центра Vi, алкогольные бренды потратили на продвижение в прессе 1,6 млрд руб. На телевидении окончательный запрет вступил в силу с 23 июля 2012 года. До тех пор на ТВ можно было увидеть лишь рекламу пива и только с 22:00 по 7:00. Единственным крупным спортивным телеканалом, который мог бы попасть под действие проекта о разрешении рекламы пива и не попасть под проект о запрете рекламы на платном ТВ, потенциально может стать "Спорт плюс", входящий в принадлежащую холдингу "Газпром-медиа" "НТВ-плюс". "Спорт плюс" входит во второй мультиплекс бесплатных для зрителя цифровых телеканалов, который будет полностью развернут к 2019 году. Ранее во второй мультиплекс входил также телеканал "Спорт" ВГТРК, но в октябре 2013 года госхолдинг отказался от места в мультиплексе по финансовым соображениям.
Игорь Зотов известен как один из основателей "Справедливой России", в основу которой вошла, в частности, его Российская партия пенсионеров. В 2012 году он был отстранен от думской фракции "Справедливой России" за поддержку кандидатуры Дмитрия Медведева на пост премьер-министра РФ. Сам господин Зотов вчера заявил "Ъ", что все законопроекты о рекламном рынке разработали члены возглавляемой им Российской партии пенсионеров за справедливость (создана в 2012 году), отказавшись от более подробных комментариев. "У нас есть специалисты по разным вопросам",— пояснил он. В "Газпром-медиа" вчера отказались комментировать инициативу Партии пенсионеров. "Что касается новой неожиданной инициативы депутатов, то было бы странно, если бы мы были против нее. Но комментировать непринятые законы — занятие неблагодарное",— сообщил представитель Vi Антон Чаркин.
"Ограничение в 35% — неработающая норма, при желании селлеры могут ее обходить, ее существование бессмысленно",— говорит замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Что касается запрета размещать рекламу на платных телеканалах, работающих по подписке, то они, считает господин Волин, должны жить на деньги абонентов: "Реклама — гарантия того, что вы не платите деньги, она присуща бесплатному ТВ".