ВСМ отвели от протеста
РЖД приняли новый маршрут высокоскоростной магистрали через Казань
Жители казанских поселков, выступавшие против строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) из Москвы, добились пересмотра ее маршрута. Вчера в РЖД „Ъ“ заявили, что рассматривается уже пятый, предложенный властями Татарстана вариант трассы, который на этот раз не предполагает сноса жилых домов. Вместе с тем претензии к ВСМ остались у экологов, поскольку, по новому проекту, магистраль пройдет через городской лесопарк «Лебяжье».
Вчера в ОАО «Скоростные магистрали» „Ъ“ сообщили, что «приняли к проработке» новый вариант маршрута ВСМ Москва—Казань на территории Татарстана, который не будет пересекать казанские поселки. Этот маршрут власти республики предложили по итогам совещания, которое в начале июня провел президент Татарстана Рустам Минниханов. Пресс-служба мэрии Казани сообщила, что город уже приступил к выполнению картографических работ по этому «альтернативному» варианту. Он, как заверяют чиновники, проходит севернее поселка Новое Юдино (Беляевский) и «не предполагает сноса жилья», а также «не затрагивает» территорию астрономической обсерватории Казанского федерального университета.
Напомним, ВСМ протяженностью почти 800 км должна пройти через 11 российских регионов, сократив время поездки из Москвы в столицу Татарстана с 11,5 до 3,5 часа. Ее строительство год назад поддержал президент страны Владимир Путин. Заявлялось, что проект может быть реализован к 2018 году. В настоящий момент строительство ВСМ оценивается уже более чем в 1 трлн руб., причем часть средств будет направлена из Фонда национального благосостояния России.
Прежние варианты прокладки магистрали через Казань вызывали возмущение жителей поселков Юдино, Займище, Октябрьский и Красная горка, расположенных в черте города. В частности, как писал „Ъ“ 31 октября 2013 года, инициативная группа местных жителей, опасаясь за свою недвижимость, просила прокурора республики Илдуса Нафикова признать несостоявшимися публичные слушания предварительных материалов по ВСМ. Они заявляли, что рекомендованный властями «откорректированный» маршрут магистрали (пролегает в коридоре существующей железной дороги) влечет к ущемлению их прав и законных интересов. С декабря 2013 года жители провели несколько протестных митингов, а также пикеты у здания Госсовета республики, собрали несколько тысяч подписей под письмом к президенту республики. Протестные мероприятия также поддержали депутаты КПРФ, которые подняли вопрос о строительстве ВСМ на сессии парламента. Тогда министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин (ранее заявлял о необходимости передачи республике полномочий по изъятию земель из частной собственности и земель, находящихся в аренде) заявил, что у правительства есть «другие варианты (пролегания трассы.—„Ъ“), которые интересы частников не заденут».
В итоге, как заявил вчера „Ъ“ представитель инициативной группы жителей казанских поселков Сергей Гаврилов, владельцы местной недвижимости изменением маршрута остались довольны. «Жители уже отметили смену маршрута праздником на берегу Волги»,— подчеркнул господин Гаврилов. По его оценкам, прежний вариант ВСМ мог привести к сносу до 5 тыс. домов. Сейчас жители поселков, отметил господин Гаврилов, уже борются с другой проблемой — «незаконной засыпкой Волги и намыванием прибрежных островов».
Вместе с тем претензии к проекту ВСМ остались у экологов. «Гринпис России» заявил, что власти Татарстана изменили будущий план магистрали «вопреки обещаниям», которые они давали на публичных слушаниях. Накануне их, напомним, в интернете были размещены три варианта трассы, два из которых проходили по территории федерального заповедника «Нижняя Кама», а «рекомендованный» заказчиками и вовсе пересекал Волжско-Камский биосферный заповедник и казанский лесопарк «Лебяжье». Однако на самих слушаниях Ленар Сафин представил общественности четвертый «откорректированный» вариант. Он оказался наиболее щадящим для природы, поскольку не затрагивал особо охраняемые природные территории (ООПТ) и парк «Лебяжье» (см. „Ъ“ от 31 июля 2013 года). Экологи уже тогда опасались пересмотра этого «откорректированного» проекта, поскольку его статус был «не ясен».
В итоге новый вариант трассы будет пересекать лесопарк «Лебяжье». Он, по заверениям чиновников, окажет «минимальное воздействие на экологию в части рассечения лесопарковой зоны», не нарушит пути миграции животных и не представит «угрозы для целостности лесного массива и его противопожарного устройства». В «Гринписе» же, наоборот, говорят, что строительство дороги через лес «приведет к его неминуемой деградации» и к «нарушению конституционного права жителей Казани на благоприятную окружающую среду». «Решение об изменении трассы вызвано протестами жителей поселков, рядом с которыми должна была пройти магистраль. А это значит, что построить ее, не нарушив требований закона и прав жителей, невозможно. Это еще один довод в пользу того, чтобы отказаться от этого экологически крайне опасного проекта»,— подчеркнул руководитель программы «Гринпис России» по ООПТ Михаил Крейндлин. В ОАО «Скоростные магистрали» с претензиями экологов не согласны. Там сообщили „Ъ“, что «без затрагивания лесопарка» провести ВСМ невозможно. «На стадии проектировки будем смотреть, как минимизировать такое воздействие»,— заявил представитель компании.