Совет федерации дал отбой Украине
Сенаторы отменили разрешение на использование вооруженных сил
Совет федерации (СФ) вчера отменил собственное постановление, дающее разрешение президенту использовать вооруженные силы РФ на Украине. Предыдущее решение, по словам сенаторов, "выполнило свою историческую роль" и "заметно укрепило" авторитет России "в странах Азии, Африки и Латинской Америки", теперь же пришло время дать западным партнерам "позитивный сигнал". Тем не менее один из членов СФ проголосовал против — по данным "Ъ", это был зампред палаты Вячеслав Штыров.
Обращение президента об отмене использования вооруженных сил представил его полпред в СФ Артур Муравьев. "В целях нормализации обстановки и урегулирования ситуации в восточных регионах Украины и в связи с начавшимися трехсторонними переговорами по данному вопросу вношу предложение об отмене постановления СФ от 1 марта 2014 года",— зачитал он обращение Владимира Путина. Вопросов ни к господину Муравьеву, ни к замглавы МИДа Григорию Карасину у сенаторов не было. Напомним, что 1 марта СФ дал президенту разрешение на использование вооруженных сил РФ на Украине, собравшись на экстренное заседание в субботу.
Глава комитета СФ по обороне Виктор Озеров (вчера утром перед заседанием комитеты по обороне, международным делам и госстроительству рекомендовали палате принять постановление) сообщил, что "постановление от 1 марта носило защитно-сдерживающий характер и не было направлено против кого-либо". "Неслучайно президент в день его принятия сказал о том, что надеется, что не воспользуется предоставленным правом,— напомнил господин Озеров.— Жизнь показала правильность принятых нами решений". При этом сенатор заверил, что если президенту вновь "потребуются меры военного характера, комитет готов оперативно рассмотреть такие предложения". Глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас напомнил, что сенаторы по-прежнему считают происшедшую смену власти на Украине "антиконституционным переворотом", но теперь "попытка решать кризис силовыми методами стала уступать место политическому процессу".
Обосновать необходимость стремительной отмены решения, принятого сенаторами почти четыре месяца назад столь же стремительно, пыталась и член палаты Любовь Глебова. "Надо вспомнить, в каком контексте принималось постановление: тогда перед нами стояла задача предостеречь горячие киевские головы от агрессивных действий в Крыму и на юго-востоке Украины",— сказала госпожа Глебова. Но, по ее словам, "многие, и совершенно понятно, в каких целях, сформулировали вокруг этого целую фабрику потенциальных угроз со стороны России": "Например, для Джен Псаки, пресс-секретаря Госдепартамента США, тысячи беженцев, убегающих от войны, не видно, и наличие их требует дополнительных свидетельств, а танки и оружие, которые якобы стягиваются на границе, стали отчетливо видны".
Зампред СФ Ильяс Умаханов сообщил, что "решение от 1 марта выполнило свою историческую роль", поскольку "имело не только военное, но и политико-превентивное значение". По его словам, "Россия подтвердила свой статус великой державы", заставила "партнеров считаться с нами". Кроме того, авторитет России "в странах Азии, Африки и Латинской Америки заметно укрепился". Те, кто называют "сегодняшнее решение президента проявлением слабости", сознательно "искажают конструктивную направленность" его предложений, уверен сенатор. "Мне хочется верить, что наши западные партнеры должным образом воспримут позитивный сигнал",— заключил он. "Если кто-то против, то пусть он выскажется, а так вопрос понятен",— предложил сенатор Евгений Тарло.
За отмену постановления высказались 153 сенатора, один проголосовал против (предыдущее решение было принято единогласно, голосами 90 сенаторов). "Кто-то против проголосовал, не ошиблись, да?" — спросила спикер СФ Валентина Матвиенко, как только на табло отобразились результаты. Опрошенные "Ъ" сенаторы сошлись на том, что голос против появился "либо из-за случайного нажатия, либо из-за сбоя системы". "Теоретически можно предположить, что кто-то считает, что войска надо ввести... Но тайны расходятся очень быстро, мы бы уже знали. Скорее всего, это ошибочное нажатие",— сказал "Ъ" Евгений Тарло. Между тем источник "Ъ" в СФ сообщил, что против голосовал зампред палаты, бывший президент Якутии Вячеслав Штыров. О причинах решения господина Штырова вчера узнать не удалось — сам он был недоступен для комментариев, а его помощник сказал "Ъ", что находится "вдалеке" от сенатора.