Прямая речь:

«Какие бизнес-ниши Вы считаете наиболее перспективными в Крыму?»

Вадим Волченко, сопредседатель крымского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: 

Мы советуем вкладывать средства прежде всего в курортное строительство, при этом стоит делать выбор в  пользу системных проектов. К примеру, создавать объекты недвижимости или сферы развлечения в  игорной зоне, а также крупных рекреационных комплексах, строительство которых наверняка будет начато на полуострове в ближайшие годы. Если говорить о точечных проектах, то сегодня открылись новые ниши, которые еще предстоит кому-то заполнить. Например, острая нехватка номерного фонда наблюдается в гостиницах Симферополя, куда сегодня приезжает огромное количество официальных и деловых делегаций. Что касается сельского хозяйства, то сегодня бытует мнение, что после перекрытия Северо-Крымского канала проблемы с  поливом поставили под угрозу всю отрасль. Это не совсем так. Если говорить о северном Крыме, то там традиционно выращивают культуры, требующие большого количества воды, которая поступала именно из канала. Например, пострадало выращивание риса. Остальные же могут посмотреть на опыт израильских аграриев: и почва там намного хуже крымской, и климат засушливее, но при этом они являются крупнейшими экспортерами свежих продуктов и  мировыми лидерами в сельскохозяйственных технологиях. В Крыму много свободной земли. Но одной земли для рентабельного производства мало. Необходимо вкладывать средства в технологии, создавать современные системы мелиорации, модернизировать и строить комплексы для переработки и хранения продукции. Этим в Крыму сегодня занимаются единицы, поэтому здесь, в  регионе, где есть все условия для развития отрасли, потребитель долгие годы довольствовался овощами с юга Украины, а фруктами  — из Египта и Турции. В Крыму еще много направлений, которые слабо освоены. Например, рыбный промысел, создание мидийных и  устричных ферм. Некоторые такие современные и весьма успешные хозяйства уже созданы и могут послужить хорошим примером эффективных вложений.

Евгений Сосницкий, генеральный директор компании по управлению недвижимостью «Титул»:

Есть такое не мною придуманное правило выгодных вложений: «надо покупать, когда все продают, и продавать, когда все покупают». Сейчас в  Крыму еще нет внятной законодательной базы, не налажено должным образом транспортное сообщение, нет как такового рынка недвижимости, существуют определенные политические риски. Именно поэтому стоит инвестировать в недвижимость. Решение каждого из вышеперечисленных вопросов будет существенно увеличивать ее стоимость. Приведу простой пример: земля на дачном участке без коммуникаций стоит, допустим, 100 тыс. за сотку. Если появился проект проведения туда газа, цена возрастает вдвое, до 200  тыс. А когда газ проведут, сотка будет стоить уже 500 тыс. Поэтому выгодной может быть даже спекулятивная сделка — купить, чтобы впоследствии продать. Тем более — инвестиционная сделка: купить, вкладывать средства для повышения рыночной стоимости и использовать для получения прибыли. Вообще, курортная недвижимость — выгодное вложение средств. Конечно, не стоит забывать о рисках, они есть, и  мы о них говорили. Но существует закономерность: доход выше там, где больше риски.

Андрей Иванов, директор департамента потребительского рынка Ростовской области:

Крым и Севастополь — винодельческие районы. Здесь и климат, и качество почвы благоприятствуют виноградарству и виноделию. Поэтому вкладывать средства в развитие этой отрасли разумно и выгодно. Во-первых, крымские вина — это бренд, известный не только в России, но и за ее пределами. Во-вторых, несмотря на то, что эта отрасль достаточно развита, у нее есть еще огромные возможности для дальнейшего развития. Виноградниками в Крыму занято примерно 30 тыс. га. Тогда как площади, пригодной для выращивания винограда, в регионе — более 80  тыс. га. Наконец, в последнее время спрос на качественное вино в  мире превышает предложение. При этом стоимость земли в регионе сейчас относительно невысока, но со временем она будет расти.

Руслан Хисматуллин, директор ростовского филиала «БКС Премьер»:

Наиболее перспективным направлением бизнеса в Крыму, с нашей точки зрения, по понятным причинам является девелопмент. Для этого есть все необходимые предпосылки. На данный момент есть достаточно много недорогих объектов недвижимости, которые в связи с напряженной ситуацией на Украине можно купить с  хорошим дисконтом. При этом, по нашим оценкам, правительство страны приложит все усилия для того, чтобы стабилизировать ситуацию в  регионе и создать привлекательные условия для развития туристического бизнеса. Соответственно, в долгосрочной перспективе цены на недвижимость должны существенно, скорее всего, многократно вырасти. Для девелоперов это отличная возможность заработать не только на продаже выросшей в цене недвижимости, но и на использовании ее в качестве туристической инфраструктуры. К  примеру, если в Крыму будет создана игорная зона, а такие планы существуют, то это создаст круглогодичный поток туристов и сделает территорию полуострова уникальной с  точки зрения сезонности.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:

Важнейшими локальными задачами развития Крыма, в том числе в  социально-политическом аспекте, в  ближайшее время будет быстрое достижение высоких темпов экономического роста, улучшение уровня жизни населения, создание сбалансированного рынка труда и в то же время снижение издержек, которые могут возникать в связи с расширением расходов бюджета. Это возможно прежде всего за счет привлечения частного капитала и расширения инвестиций в  наиболее конкурентоспособные сегменты экономики региона, уже располагающие форой за счет благоприятных базовых условий и существующей инфраструктуры. Такой фундамент в значительной степени есть в  туристско-рекреационной сфере, поэтому именно этот сегмент в ближайшее время будет развиваться динамичнее всего. Среди других перспективных направлений можно выделить аграрный комплекс региона, отдельные секторы обрабатывающей и тяжелой промышленности, сферу морской и портовой инфраструктуры (в том числе сегмент сервисного обслуживания флота).

Вся лента