Исполком отошел от земли
Власти начали выполнять предписание о возврате участков в поселке Кояшлы
Казанский исполком отменил ряд постановлений, на основании которых земли в поселке Кояшлы были «по заниженным ценам или на безвозмездной основе» уступлены чиновникам. На незаконности этих документов настаивало татарстанское УФАС, требовавшее от города расторгнуть договоры аренды и вернуть земли в муниципальную собственность. Эксперты считают, что с выполнением предписания антимонопольного органа могут возникнуть трудности, поскольку многие участки были переоформлены в собственность. По словам местных жителей, их уже застроили «дворцами и коттеджами».
Исполком Казани отменил постановление, согласно которому ООО «Центр аудита и консалтинга» были выделены земли в поселке Кояшлы Приволжского района. Таким образом городские власти начали выполнять предписание УФАС по Татарстану, признавшего сделки с этими участками незаконными.
Напомним, речь идет о землях общей площадью 93,4 тыс. кв. м, которые оказались в аренде «Центра аудита и консалтинга» в 2010 году. Изначально на них, согласно документам, планировалось построить базу отдыха. Однако в следующем году один из участков площадью 92 тыс. кв. м (аренда по нему была заключена на новый срок) был разделен на 77 частей, а права на них переданы частным лицам. Впоследствии исполком изменил вид разрешенного использования участков, что позволило строить на них жилье.
Среди новых хозяев земель Кояшлы оказались городские и республиканские чиновники. Согласно публикациям в СМИ, участки, в частности, достались руководителю Госалкогольинспекции Татарстана Игорю Марченко, министру промышленности и торговли республики Равилю Зарипову, ныне замминистра здравоохранения РФ Айрату Фаррахову, заместителю председателя Конституционного суда Татарстана Раисе Сахиевой. В списке, который распространили экологи, также фигурировали глава казанского избиркома Фарит Гараев, судья Верховного суда Татарстана Роман Давыдов, депутат Госсовета Рустам Абдулхаков, ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Ришат Низамов, жена министра культуры республики Айрата Сибагатуллина и другие. Ряд участков затем были переданы другим лицам, а некоторые — оформлены в собственность.
Осенью прошлого года УФАС признало муниципалитет нарушителем закона РФ «О защите конкуренции», поскольку тот проигнорировал «процедуру проведения аукционов по реализации земельных участков» в Кояшлы. Антимонопольная служба установила, что уступка прав «проходила по заниженным ценам или на безвозмездной основе», и расценила действия казанских властей и «Центра аудита и консалтинга» как согласованные. УФАС потребовало отменить неправомерные акты, расторгнуть договоры и вернуть в муниципальную собственность земли. Это решение было обжаловано исполкомом в арбитраже. Однако город проиграл как первую, так и апелляционную инстанцию. Предписание УФАС вступило в силу.
В настоящее время исполком Казани отменил еще одно постановление, связанное со сделками по участкам в Кояшлы. Вместе с тем в Арбитражном суде Татарстана УФАС добивается отмены ряда других актов города. Окончательное решение судом еще не принято, вчера на заседании был объявлен перерыв. В суде представитель исполкома Наиля Ахмадеева заявила, что арендаторам участков в Кояшлы направлены «предложения по расторжению договоров».
Однако эксперты считают, что у властей Казани могут возникнуть трудности с возвращением тех участков, которые были переоформлены в собственность. По словам местных жителей, на данных участках за последний год «воздвигли трехэтажные дворцы и коттеджи». Чтобы вернуть земли в муниципальную собственность, исполкому придется обращаться в суд общей юрисдикции, говорит руководитель практики юридического агентства «Юнэкс» Валерий Ларягин. «При рассмотрении суду предстоит решить, являются ли новые собственники добросовестными или недобросовестными приобретателями, знали ли они, что участки отчуждаются с нарушением закона»,— подчеркнул господин Ларягин. Только после отмены права собственности, по словам юриста, исполком может требовать сноса построек. Этот процесс, отметил он, является длительным.