В миллиардах усмотрели признаки отмывания
Экс-глава «Макси-групп» попал в новое дело
Вчера стало известно о возбуждении нового уголовного дела в отношении основателя ОАО «Макси-групп» Николая Максимова и бывших топ-менеджеров холдинга. Им инкриминируется легализация средств, полученных преступным путем. Это дело было выделено из другого — о хищении средств Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) на сумму более 7 млрд рублей.
Уголовное дело о легализации преступных доходов возбудило следственное управление УВД по Центральному округу Москвы на основании материалов главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ. Оно было выделено в отдельное производство из другого — о хищении обманным путем средств НЛМК. Это дело было возбуждено в октябре 2009 года ГУВД Свердловской области, позже передано в УВД по ЦАО Москвы и сейчас расследуется по ст.160 УК РФ («Хищение или растрата»). «В ходе оперативного сопровождения уголовного дела по факту хищения денежных средств ОАО „НЛМК” в размере более 7,3 млрд рублей, в котором подозреваются топ-менеджеры ОАО „Макси-групп”, выявлены факты отмывания денежных средств, полученных противоправным путем», — сказали вчера в МВД.
В основе расследования лежит история, связанная с покупкой НЛМК в 2007 году пакета акций «Макси-групп» (отметим, что она стала поводом для многочисленных арбитражных разбирательств). Как не раз рассказывал „Ъ”, после совершения сделки купли-продажи 50% плюс одной акции ОАО «Макси-групп» господин Максимов в соответствии с соглашением между сторонами предоставил выданный ему аванс в размере более 7,3 млрд рублей холдингу в виде займа (средства предполагалось использовать для финансирования развития бизнеса и дальнейшего ведения инвестиционной деятельности ОАО). Однако затем, говорится в материалах расследования, при помощи бывших топ-менеджеров холдинга Александра Малышева, Сергея Миронова и Александра Логиновских, а также своей близкой подруги Оксаны Озорниной он вывел эти средства из-под контроля «Макси-групп». Сначала, считает следствие, «на бумаге» была совершена целая серия операций по покупке акций дочерних предприятий холдинга (владельцем которых и так являлись господин Максимов и аффилированные с ним лица), а в последующем были заключены различные финансовые договоры, по которым средства были выведены на счета подконтрольных господину Максимову и госпоже Озорниной фирм, не входящих в структуру «Макси-групп». На конечном же этапе, говорится в материалах дела, господин Максимов и госпожа Озорнина на похищенные деньги приобретали акции Сбербанка, с которыми также проводили различные операции.
В результате следствие возбудило уголовное дело по ч.4 ст.174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, совершенная в особо крупном размере») в отношении Николая Максимова, Александра Малышева, Сергея Миронова и Александра Логиновских. В отношении Оксаны Озорниной возбуждено дело по ч.4 ст.174 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, совершенная в особо крупном размере»).
В рамках расследования следствие пыталось арестовать Николая Максимова, однако суд ограничился залогом в размере 50 млн рублей. А в июле сам господин Максимов сообщал „Ъ”, что в качестве обеспечительной меры по делу Чкаловский районный суд Екатеринбурга наложил арест на его текущие и брокерские счета в ВТБ24, где, по его словам, находились акции Сбербанка на общую сумму $200 млн и деньги.
Вчера один из юристов Николая Максимова Сергей Мурзин сказал „Ъ”, что пока следствие не уведомляло защиту о возбуждении нового уголовного дела. «Прежнее уголовное дело пока находится в стадии предварительного следствия, никаких подвижек в нем нет», — добавил господин Мурзин. Напомним, Николай Максимов ранее не раз заявлял, что ничего противозаконного не совершал, и считает, что НЛМК недоплатил ему за акции.
«По нашей информации, отмывание средств, похищенных у НЛМК различными способами, продолжается и сейчас, — сказал вчера „Ъ” представитель потерпевшей стороны по делу адвокат Константин Гагарин. — Мы надеемся, что, возбудив новое уголовное дело, правоохранительные органы поставят заслон на пути как сознательных, так и невольных участников этого процесса и окончательно остановят легализацию незаконно выведенных у законного владельца средств».