«Авиастроение остается одним из приоритетных направлений в региональной экономике»
Об основных драйверах развития Воронежской области, о росте объемов госзаказа, о развитии различных форм промплощадок в регионе и о возрождении кооперации предприятий с вузами в интервью Guide рассказал временно исполняющий обязанности руководителя департамента промышленности, предпринимательства и торговли Алексей Бродецкий.
Guide (G): В одном из первых интервью журналистам в должности главы департамента вы с удивлением говорили о том, что атомная станция не является ключевым фактором ускорения Воронежской области в 2012 году. Основная роль принадлежала обрабатывающей промышленности, в том числе оборонным заводам, которые получили ряд крупных заказов, и частным компаниям, особенно в плане исполнения заказов госкорпораций. Эти группы предприятий и останутся главными драйверами развития, говорили вы. Так и произошло или ситуация в 2013 году поменялась?
Алексей Бродецкий (А.Б.): Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Воронежской области, в котором занято более 30 тыс. человек, представлен предприятиями радиоэлектронной промышленности, авиастроительной и ракетокосмической отраслей. Темп роста объема работ, выполненных предприятиями ОПК, в 2013 году составил 119% к соответствующему периоду 2012 года. Предприятия оборонно-промышленного комплекса Воронежской области полностью готовы к выполнению гособоронзаказа на текущий год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Одним из приоритетных направлений развития региональной экономики является воронежское авиастроение. При содействии губернатора Воронежской области Алексея Гордеева ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) в мае 2013 года получило от Минобороны России государственный заказ на самолеты Ан-148, который предусматривает поставку 15 самолетов в течение 2013-2017 годов. В декабре 2013 года в Борисоглебске ОАО «ВАСО» передало первый самолет Ан-148-100Е Минобороны России. В 2014 и 2015 годах военные должны получить по четыре самолета Ан-148 и по три – в 2016 и 2017. Общая сумма контракта составила 18 млрд руб., что позволит обеспечить загрузку производственных мощностей завода.
Россия занимает первое место на рынке пусковых космических услуг, на ее долю приходится около 40% запусков ракет-носителей в мире, и в ближайшей перспективе этот объем будет расти. На всех российских ракетах-носителях установлены двигатели, созданные воронежскими предприятиями ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА) и Воронежским механическим заводом (ВМЗ) – филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Развитие ракетно-космической промышленности РФ предполагает создание высокопроизводительных рабочих мест с осуществлением техперевооружения производства. Расположенные в Воронеже ведущие предприятия ракетно-космической отрасли страны ОАО КБХА и ВМЗ – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» обеспечивают реализацию большинства проектов Роскосмоса.
Но немалую часть вложений в региональную экономику составляют и инвестиции в строительство двух новых энергоблоков Нововоронежской АЭС-2, рассчитанных на выработку 18,2 млрд кВтч ежегодно. Ввод в эксплуатацию энергоблока №1 НВАЭС-2 запланирован на 2014 год, энергоблока №2 – на 2016 год. Эти надежные, экологически чистые источники энергии обеспечат потребность в электрической энергии не только Воронежской области, но и соседних областей центрального Черноземья, а также потребности Нововоронежа в тепле.
G: Какие именно предприятия вы бы назвали драйверами экономики
А.Б.: Среди предприятий по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» можно выделить ряд предприятий, демонстрирующих по итогам работы в 2013 году значительные объемы и высокие темпы роста производства продукции: ООО «Борисоглебское машиностроение» (2,1 млрд руб., темп роста – 152,1%, среднесписочная численность – 330 чел.), ООО «Грибановский машиностроительный завод» (1,58 млрд руб., 133,8% и 804 чел.), ЗАО «Воронежский шинный завод» (1,99 млрд руб., 150% и 1,055 тыс. чел.).
G: Вы также говорили о комплексном заказе от «Газпрома» для представителей нефтегазового кластера. Постоянно проходят посвященные этому встречи на уровне губернатора. Получен ли уже этот заказ, каковы его параметры?
А.Б.: Работа с ОАО «Газпром» – это «пилотный» проект правительства Воронежской области по расширению участия наших предприятий в инвестиционных программах крупных государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием. Формирование дорожной карты реализации проекта «Расширение использования технологий, продукции и услуг предприятий Воронежской области для ОАО “Газпром”» началось весной прошлого года. В январе текущего года состоялось подписание дорожной карты Алексеем Гордеевым и президентом ОАО «Газпром» Алексеем Миллером. Реализация мероприятий дорожной карты позволит промышленным предприятиям Воронежской области получить доступ к заказам ОАО «Газпром» и современным инновационным технологиям.
В феврале состоялось заседание совета кластера производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области при участии заместителя председателя правительства Воронежской области Алексея Беспрозванных, на котором рассмотрен ряд организационных вопросов, связанных с реализацией дорожной карты, а также предложения промышленного комплекса Воронежской области по программе импортозамещения ОАО «Газпром». По итогам заседания принято решение о формировании рабочих групп, в состав которых вошли как представители региональных предприятий кластера производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области, так и специалисты ОАО «Газпром» по следующим направлениям: освоение технологий и оборудования для подводных добычных комплексов (в том числе для придонной добычи газа на шельфовых месторождениях), формирование перечня передовых мировых технологий, локализацию которых целесообразно осуществлять на территории Воронежской области, подготовка предложений по повышению квалификации инженерно-технического и управленческого персонала в соответствии с требованиями перспективных технологий производства оборудования для шельфовой добычи углеводородов.
В настоящее время формируется портфель предложений участников кластера производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области по участию в реализации совместно с ОАО «Газпром» вышеуказанных направлений.
G: Расскажите о деятельности еще одного предприятия, работающего с госзаказом. Главной причиной передачи концерна «Созвездие» «Ростеху» считают обеспокоенность Минобороны ситуацией с затянувшейся разработкой единой системы управления тактического звена, при этом в «Созвездии» говорят об успешном ходе испытаний системы. Насколько успешно концерн работает?
А.Б.: В соответствии с указом президента России Владимира Путина №20 от 14 января 2014 года ОАО «Концерн “Созвездие”» вошло в состав госкорпорации «Ростех». Этим указом «Ростеху» переданы акции трех московских предприятий радиоэлектронной промышленности – ОАО «Концерн “Автоматика”», ОАО «Концерн радиостроения “Вега”» и ОАО «Системы управления». В документе отмечается, что такое решение принято для «совершенствования системы управления организациями радиоэлектронной промышленности». В составе четырех концернов к «Ростеху» присоединяются 53 ОАО, акции которых находились до настоящего времени в федеральной собственности.
Вхождение ОАО «Концерн “Созвездие”» в «Ростех» и объединение с другими крупными организациями отрасли будет способствовать развитию радиоэлектроники, в частности, ускорит создание автоматизированной системы управления войсками тактического звена (АСУВ ТЗ). Система предназначена для комплексного управления войсками с использованием систем навигации, а также спутниковых и беспилотных средств наблюдения.
ОАО «Концерн “Созвездие”» выполняет работы по созданию систем, комплексов средств связи и управления для различных родов войск Минобороны РФ и других силовых структур, предусмотренные госпрограммой вооружения России, является участником реализации федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы», госпрограммы РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы». В 2013 году работы ОАО «Концерн “Созвездие”» по гособоронзаказу выполнены в полном объеме и в установленные сроки.
G: Давайте от деятельности предприятий-участников кластеров перейдем к территориальным формам существования групп предприятий, развитие которых также является одним из инструментов улучшения инвестпривлекательности региона. В Воронежской области есть закон о промышленных парках, первый парк появился в конце прошлого года. Зачем было введено это понятие, если есть технопарки и индустриальные парки, в чем разница?
A.Б.: Территориальные объединения промышленных предприятий в настоящее время могут носить различные названия: индустриальный парк, промышленная зона, зона регулируемого промышленного развития, промышленный парк, технопарк, технологический парк. Все это не противоречит действующему законодательству. Наиболее актуальным направлением следует считать развитие подобных территорий за счет средств частных инвесторов или в рамках государственно-частного партнерства. Смысл их создания или размещения производств на их территории для предпринимателя понятен: экономия на издержках за счет использования единой инфраструктуры и, как следствие, рост прибыльности производства. Региональное правительство, оказывая поддержку подобным субъектам промышленной деятельности, получает эффект в виде прироста валового регионального продукта, дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области и высокопроизводительных рабочих мест.
При этом технопарки – это совершенно самостоятельные образования, основным отличительным признаком которых является инновационный характер деятельности. Поэтому если говорить о сходстве понятий, то это справедливо в отношении только индустриальных и промышленных парков. Основное отличие в настоящее время состоит в том, что статус промышленного парка получает территория, фактически оборудованная всеми необходимыми инфраструктурными объектами для организации и ведения на ней промышленной деятельности. Цель их образования – создание «точек роста», условий для активизации предпринимательской деятельности в промышленности на территориях с проблемами в обеспечении устойчивого экономического развития (например, в моногородах) или в отраслях, которые обладают серьезными потенциальными возможностями в плане роста их конкурентоспособности и нуждаются в дополнительных мерах господдержки (это касается, например, всех импортозамещающих производств). Созданный в декабре прошлого года на территории моногорода Семилуки промышленный парк «КедрПром» (специализация – деревообработка, производство комплектующих для мебельной промышленности) в полном мере соответствует этим условиям.
G: Есть ведь и промышленные площадки, не имеющие ни одного из вышеперечисленных статусов. Что сейчас происходит с площадкой «Проминвеста»? Насколько этот пример использования площадки алюминиевого завода можно считать удачным?
А.Б.: Промышленная площадка ООО «Проминвест», расположенная на улице Землячки, 1, активно развивается и наполняется резидентами. Среди них – подразделение компании Siemens – ООО «Сименс высоковольтные аппараты» (производство высоковольтных выключателей и разъединителей), OOO «Мосстрой-31» (производство пенополистирольных сэндвич-панелей), ООО «ЛайтКонстракшен» (производство и продажа алюминиевого профиля), ООО «Техпромлит» (литейное производство), ООО «ТракСервис» (продажа и обслуживание всей номенклатуры автотехники МАЗ, КамАЗ), ООО «Эколенд» (предприятие оптовой торговли продуктами питания) и другие организации.
Площадка ООО «Проминвест» – достаточно удачный пример редевелопмента, когда промплощадки получают «новую жизнь», так как модернизируются или перепрофилируются. В данном случае эффективно используются имеющиеся производственные площади бывшего завода алюминиевых конструкций. Площадка оснащена всей необходимой инженерной инфраструктурой и логистикой, отличается выгодным территориальным расположением. В дальнейшем у площадки есть возможность получить статус промышленного или индустриального парка.
G: Торгово-промышленная палата Воронежской области (ТПП ВО) планировала построить на площадке «Проминвеста» крупный торгово-выставочный центр, о необходимости которого давно говорится. Это намерение еще в силе, в какой стадии находится эта работа?
А.Б.: Планы ТПП по созданию торгово-выставочного центра остаются в силе. В настоящее время прорабатывается вопрос создания открытого акционерного общества при участии правительства области в лице департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, ООО «Проминвест» и ТПП ВО.
G: А есть площадки, развитие которых до сих пор под вопросом. Так, давно муссируется тема проекта по развитию законсервированной Воронежской АСТ. Можете рассказать об этом подробнее?
А.Б.: Строительство Воронежской АСТ было начато в 1983 году, но решением Воронежского горсовета народных депутатов от 5 июня 1990 года работы на объекте остановлены с учетом результатов городского референдума по вопросу теплоснабжения города Воронежа. В настоящее время объект находится в режиме консервации в соответствии с постановлением правительства РФ от 28 декабря 1992 года №1026 и последующими распорядительными документами Минатома России.
Практически финансирование затрат по консервации объектов незавершенного строительства и оборудования, хранящегося на складах и в зоне монтажа, ведется с 1991 года и до настоящего времени в минимальных объемах концерном «Росэнергоатом». Курирование вопросов консервации объектов Воронежской АСТ осуществляет департамент капитального строительства концерна «Росэнергоатом».
В ходе визита в 2013 году в Воронеж председатель правительства РФ Дмитрий Медведев обсуждал с Алексеем Гордеевым возможности перспективного использования недостроенной Воронежской атомной станции теплоснабжения для реализации различных культурных проектов. В частности, при встрече в июле 2013 года губернатора с известным французским книгоиздателем и коллекционером Пьером Броше обсуждался вопрос о возможности создания на незадействованных площадях музея XXI века.
G: Многие сегодня говорят о возрождении кооперации между вузами и промпредприятиями, необходимой в первую очередь для инновационной деятельности. В завершение нашей беседы расскажите, как это проходит в Воронежской области? Какие предприятия сегодня активно сотрудничают с вузами, по каким направлениям? Какие проекты наиболее успешны?
А.Б.: При участии нашего департамента на промышленных предприятиях организуются и успешно функционируют филиалы кафедр вузов, а также лицензированные центры подготовки и переподготовки кадров. Так, в ОАО «Воронежсинтезкаучук» открыт филиал кафедры Воронежского государственного университета инженерных технологий; в ОАО «Концерн “Созвездие”», ОАО «КБХА», ОАО «ВАСО», «Воронежский механический завод» филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» организованы филиалы кафедр Воронежского государственного технического университета. В ОАО «Минудобрения» осуществляет деятельность лицензированная Высшая школа организаторов производства, в ООО «УГМК Рудгормаш-Воронеж» работает лицензированный центр подготовки и переподготовки специалистов. При ООО «Воронежсельмаш» для решения задач по подготовке кадров по специальностям, востребованным на предприятии, создано НОУ «Региональный учебный центр». Кроме того, на площадке ООО «Воронежсельмаш» при поддержке Минэкономразвития России и правительства области реализуется проект «Создание учебного центра профессиональной подготовки». Целью создания данного центра является воспроизводство кадров и преодоление кадрового дефицита в обрабатывающих отраслях промышленности. Учебный центр будет осуществлять подготовку кадров по следующим специальностям: токарь, фрезеровщик, оператор станков с ЧПУ, слесарь механосборочных работ, слесарь-сборщик летательных аппаратов, слесарь-ремонтник. Количество созданных рабочих мест к моменту выхода на проектную мощность составит 58 человек. Будет создана возможность проводить обучение свыше 200 человек в год.