"В долгосрочном плане ущерб Украине может быть значительным"
Украина, Грузия и Молдавия 27 июня в Брюсселе подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов и ведущий научный сотрудник РАНХиГС и член научного совета Российской ассоциации политической науки Сергей Беспалов обсудили тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Андреем Норкиным.
Как отметил председатель Евросовета Херман ван Ромпей, "в этих соглашениях нет ничего, что может повредить России, они направлены на создание общего будущего и процветания". Политическую часть соглашения об ассоциации Украины с ЕС премьер-министр Украины Арсений Яценюк и главы стран ЕС подписали в марте в Брюсселе.
— Сергей Валерьевич, какие вы видите последствия подписания экономической части? Начнем с Украины, потом, наверное, затронем и Молдавию с Грузией.
С.Б.: Здесь все достаточно предсказуемо: украинские власти оказались в такой ситуации, что они сами себя буквально загнали в угол и теперь не могли отказаться от подписания этого соглашения. Хотя нынешний президент Порошенко на каком-то этапе заикался о том, что можно было бы его отложить, но ему дали понять, что это невозможно.
В краткосрочном плане никаких драматических последствий для украинской экономики не произойдет, но в плане долгосрочном ущерб Украине может быть значительным.
Потому что мало какие из украинских товаров могут проникнуть на европейские рынки в условиях свободной торговли, в то же время европейские товары вытеснят на украинском рынке, в том числе, и отечественных производителей. Кроме того, Россия уже не сможет не ввести те меры в отношении Украины, о которых несколько раз было заявлено. Ущерб от этого будет значительным, по подсчетам Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина речь не то что о миллиардах, а о десятках миллиардах долларов.
— А Грузия и Молдавия?
С.Б.: Что касается Грузии и Молдавии, здесь несколько различные ситуации. Относительно Молдавии ситуация во многом похожа на украинскую: ущерб для экономики может быть серьезным, хотя доля торговли с Россией может быть не так велика у Молдавии, как в случае с Украиной. Но потеря российского рынка для молдавских производителей весьма значительна. Для Молдавии, для тех политических сил, которые находятся сейчас у власти, для союза за европейскую интеграцию было важно подписать это соглашение до приближающихся парламентских выборов. Поскольку в конце этого года неплохие шансы победить на выборах имеет Партия коммунистов республики Молдова, которая сейчас выступает против этого соглашения. Молдавские власти хотят поставить своих оппонентов уже перед свершившимся фактом. А Грузия после известных всем событий как бы покинула зону свободной торговли, и в СНГ для нее ущерб не столь значительный.
— Спасибо большое. Дмитрий Габитович, вы что думаете?
Д.А.: Ущерб экономике Украины оценивается примерно в $16 млрд ежегодно, именно такой объем товаров украинского экспорта в направлении Российской Федерации не замещается, соответственно, это будут прямые потери. Потери, которые в себя еще не включают удар по ВВП в результате прерывания поставок денежных средств непосредственно с территории Российской Федерации, это объем достаточно высокий. Поэтому показатели Украины по валовым составляющим находятся чуть ли не на первом месте. С точки зрения процентов ВВП, намного меньше Молдавии, но все равно это очень серьезный удар.
Очевидно, что вступление Украины в ассоциированное членство без договоренности с Москвой, о чем говорил Порошенко, может оказаться очень серьезной проблемой.
Тем более что фактически та номенклатура товаров, которые для Украины расширили доступ в направлении Европы, достаточно проблемна: во-первых, она требует модернизации производства, чтобы соответствовать регламентам ЕС, во-вторых, это товары с низкой добавленной стоимостью. Грубо говоря, не такие доходные, как в направлении Российской Федерации. Например, в направлении РФ можно было поставлять трубопрокат, трубопрокатное производство, в котором очень высокие уровни себестоимости, больше денег стране, в то время как сельское хозяйство в этом плане менее выгодное.
Наконец, есть очень сильные конкуренты по сельскому хозяйству: Польша, страны Восточной Европы, Франция, по металлургии — Италия, страны Восточной Европы. То же самое и машиностроение, поэтому там конкуренция сильнее. Есть предприятия, на которых это вообще не скажется, они будут на Европу поставляться, как поставляются, но в целом для экономики это серьезный разворот, и денежные средства необходимо будет где-то искать, чтобы так модернизировать экономику, чтобы она соответствовала европейским требованиям.