От стагнации к стабилизации
Минэкономики сменило вывеску состояния деловой активности
Стагнация в экономике РФ сменилась стабилизацией, заключили в ведомстве Алексея Улюкаева, увеличив оценку роста ВВП за апрель--май 2014 года. Качественных изменений не произошло, возражают независимые экономисты. На цифры повлиял эффект базы: в апреле--мае 2013 года был фактически нулевой рост, а с третьего квартала началось восстановление. В этом году ситуация обратная.
Обновленный мониторинг Минэкономики о социально-экономическом положении РФ начинается с позитивной ноты: рост ВВП в январе--мае 2014 года вышел на уровень прошлого года. По данным ведомства, в мае темпы роста экономики в годовом выражении составили 1,3%. "Была пересмотрена оценка роста ВВП в апреле с 1,1% до 1,3% в результате вышедших данных по объемам экспорта нефти и газа, которые оказались выше предварительных оценок. В целом за январь--май рост ВВП составил 1,1%",— сообщили в министерстве. В Минэкономики обнаружили и еще один повод для оптимизма: "В мае физический объем российской экономики сохранился на уровне апреля (со снятой сезонностью), что продолжило тенденцию стабилизации уровня ВВП, наблюдаемую в течение трех последовательных месяцев". Иными словами, если минус 0,1% и 0,4% прироста ВВП за первый и второй кварталы 2013 года считались стагнацией, то нулевой показатель за май после 0,1% прироста за апрель и минус 0,5% за первый квартал 2014 года обернулись "стабилизацией".
Явных источников для ускорения экономического роста, как качественных и структурных сдвигов, в экономике РФ по-прежнему нет, констатирует глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. С термином "стабилизация" эксперт готова согласиться лишь в отношении состояния финансовых рынков, но и ее считает крайне "хрупкой", отмечая отсутствие "жесткой корреляции" между ними и реальным сектором экономики. "Не стоит переоценивать цифры министерства. На них влияет эффект базы: в апреле--мае 2013 года был фактически нулевой рост, а с третьего квартала началось быстрое восстановление. В этом же году с третьего квартала эффект базы будет противоположным",— добавляет Дмитрий Полевой из ING Eurasia. Ожидая, что по итогам года ВВП сократится на 0,5%, эксперт уточняет: незначительно улучшить его динамику могут заметное увеличение квазигосинвестиций (но если их качество не улучшится, этот рост обернется провалом в следующем году из-за того же эффекта базы) и разворот цикла запасов, которые сокращались два предыдущих года. Улучшить показатель ВВП мог бы рост спроса на энергоресурсы со стороны развитых стран, но вряд ли Европа будет стремиться наращивать поставки из РФ, добавляет Юлия Цепляева.
Подрывает надежды на рывок и высокий уровень неопределенности, на который указывают экономисты и опросы компаний. На этом фоне Минэкономики наконец просчитало шоковый сценарий среднесрочного прогноза с учетом разных вариантов секторальных санкций. "Конечно, темпы экономического роста уходят серьезно в отрицательную плоскость. Еще более отрицательными являются темпы инвестиций, сокращаются доходы, увеличивается инфляция, сокращаются правительственные резервы",— сообщил господин Улюкаев в интервью телеканалу "Россия". "Но в целом развитие событий не драматическое",— отметил он. "Трудно не согласиться, что страна, существующая века, продолжит существовать и выплывет",— комментирует его заявление госпожа Цепляева.