Рекламщикам показывают малый бизнес
Правительство рассмотрит очередные поправки к закону "О рекламе"
Законопроект Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о новых правилах торгов по наружной рекламе внесен в Белый дом. Документ предполагает предоставление квоты в 20% рекламных мест малому и среднему бизнесу. Это может стать единственным ограничением монополизма крупнейших игроков этого рынка, если Госдума в начале июля, как и ожидается, отменит потолок их доли в 35% рекламных площадей.
Поправки к закону "О рекламе" и Кодексу об административных правонарушениях, разработанные в конце 2013 года по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, недавно внесены в правительство, рассказали "Ъ" участники рынка и подтвердил замглавы ФАС Андрей Кашеваров. Как сообщал ранее "Ъ", проект призван поддержать малый и средний бизнес, за которым ФАС предлагает закрепить не менее 20% мест, выставляемых на торги. Речь идет о компаниях с численностью не более 100 и 250 человек и выручкой 400 млн и 1 млрд руб. без НДС соответственно за предыдущий календарный год. Кроме того, участников торгов предлагается обязать раскрывать своих бенефициаров и лиц, "оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления". Избежать этого операторы могут, уплатив штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Минэкономики предлагает не допускать к торгам тех, кто не желает раскрывать своих владельцев, следует из заключения министерства. Проект внесен в правительство с разногласиями с Минэкономики, которое, впрочем, в целом его поддерживает, говорит пресс-секретарь ведомства Елена Лашкина.
Минэкономики также считает, что владельцев достаточно раскрывать один раз, а не до и после торгов, как требует ФАС. Другой собеседник "Ъ", участвовавший в разработке поправок, уверен, что раскрывать бенефициаров надо и после торгов, чтобы победители "не могли монетизировать меры господдержки". "Допустим, местные операторы купят поверхности на льготных условиях, а потом их скупит, к примеру, Russ Outdoor",— поясняет он.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка наружной рекламы достиг в 2013 году 40,7 млрд руб. Выручка Russ Outdoor достигла $324 млн (10,3 млрд руб. по среднему курсу за год), указывает в своей отчетности акционер оператора JCDecaux. Выручка второго крупнейшего оператора — Gallery — там же оценивается в $201 млн (6,4 млрд руб.). Поверхности под рекламу распределяются на торгах с лета 2013 года сроком на пять-десять лет на усмотрение властей регионов. Представители малого и среднего бизнеса участвуют в аукционах наравне с крупными игроками. Так, по итогам первой серии аукционов в Москве в августе прошлого года 60% рекламных конструкций достались всего семи компаниям, которые, вчетверо превысив цену аукциона, обязались выплатить 75 млрд руб. за десять лет. До того в городе были десятки операторов. Торги уже прошли в Казани и Нижнем Новгороде, а осенью могут пройти и на втором после столицы рынке — в Петербурге.
Наделение малых компаний формальными преимуществами перед крупными — это запрет на рост, провоцирующий искусственное дробление бизнеса, считает директор юридического департамента Russ Outdoor Гарий Напалков. Также непонятно, зачем раскрывать бенефициаров, продолжает он, "если речь об ограничении доли игрока по принципу наличия иностранных бенефициаров, то эта мера раньше уже была отвергнута". Сейчас, по данным Kartoteka.ru, прямыми акционерами головных структур крупнейших операторов рынка — Russ Outdoor и Gallery — являются компании, зарегистрированные соответственно на Британских Виргинских островах и Кипре.
Параллельно в Госдуме рассматриваются предложенные депутатом Игорем Зотовым поправки к закону "О рекламе", которые, напротив, предусматривают отмену действующего с 2008 года ограничения, запрещающего оператору, контролирующему не менее 35% рекламных площадей на уровне муниципалитета, участвовать в торгах на новые конструкции. ФАС в создании этих поправок не участвовала, и ведомство проект не получало, уточнил господин Кашеваров.