«Ростех» пострадал от овербукинга
Ему досталось только два места в совете директоров «Аэрофлота»
Правительство не согласилось увеличить до четырех человек число представителей «Ростеха» в совете директоров «Аэрофлота». Из кандидатов от госкорпорации в совет повторно прошли глава «Ростеха» Сергей Чемезов и гендиректор ее дочерней компании «Авиакапитал-Сервис» Роман Пахомов. «Ростех» хотел усилить свое присутствие в совете, поскольку до сих пор не решен вопрос передачи в управление госкорпорации блокпакета акций авиакомпании.
В пятницу на годовом собрании акционеров «Аэрофлота» в новый совет директоров авиакомпании вошли 11 человек из 13 представленных кандидатов. В совет впервые попали финансовый консультант «Ренессанс Капитала» Игорь Каменской и директор направления Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, сменившие зампреда правления Deutsche Bank по странам Восточной Европы Игоря Ложевского и экс-члена правления РФПИ Алексея Германовича (работал в совете директоров «Аэрофлота» в 2012-2014 годах председателем комитета по кадрам и вознаграждениям).
Господин Германович пояснил “Ъ”, что независимого директора, бизнесмена Марлена Манасова, выдвинули зарубежные инвестфонды, владеющие более чем 5% акций «Аэрофлота», заместителя гендиректора по продажам и имущественным вопросам «Аэрофлота» Дмитрия Сапрыкина поддержала компания «Аэрофлот-Финанс», владеющая 4,8% акций авиакомпании. Дочерняя структура «Ростеха» «Авиакапитал-Сервис», владеющая около 3% акций, голосовала за своего гендиректора Романа Пахомова. Оставшихся восемь членов совета директоров, включая главу «Ростеха» Сергея Чемезова, предложило государство в директиве Росимущества (51,17% акций «Аэрофлота»).
Но «Ростех» выдвигал еще двух кандидатов — заместителя главы госкорпорации Сергея Скворцова и управляющего директора по авиапроектам Алексея Федорова, которые не были включены в директиву правительства. Это стало неожиданным: еще в мае на Петербургском экономическом форуме господин Чемезов говорил о возможности увеличить представительство «Ростеха» в совете директоров «Аэрофлота» до четырех членов. Это было компромиссом: «Ростех» с лета 2013 года рассчитывает получить от государства блокпакет акций «Аэрофлота» в управление, но такое решение пока не было принято. По словам источников “Ъ”, ключевым условием для этого было то, что госкорпорация найдет стратегического инвестора на оставшиеся 25% акций. Но уже в мае Сергей Чемезов заявлял, что «“Ростех” устраивает» вариант, когда государство вводит в совет четырех членов от госкорпорации. О том, что в совет директоров войдет больше представителей «Ростеха», в апрельском интервью “Ъ” говорил и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Почему позиция правительства изменилась, неясно. В «Ростехе» “Ъ” сообщили, что «на сегодняшний день выстроена эффективная работа в рамках совета директоров “Аэрофлота” — для управления и принятия решений госкорпорации вполне достаточно иметь двух представителей». В «Аэрофлоте» и секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует авиацию) тему не комментируют. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», отметил, что выбор совета в таком составе «никак не отразится» на отношениях двух компаний, «тесно и плодотворно» сотрудничающих по ряду проектов. Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, в качестве возможной причины называют «своеобразный размен с Росимуществом», связанный с развитием «Ростехом» аэропорта в подмосковном Раменском, куда в 2015 году планирует перебазироваться низкобюджетный перевозчик «Добролет» (на 100% принадлежит «Аэрофлоту»).
Партнер, руководитель практики «Логистика и транспорт» консалтинговой компании Ward Howell Элла Сытник считает выбранный состав совета директоров «Аэрофлота» «оптимальным решением». Наличие четырех представителей «Ростеха», по ее мнению, могло бы быть «избыточным».