«Ростех» пострадал от овербукинга

Ему досталось только два места в совете директоров «Аэрофлота»

Правительство не согласилось увеличить до четырех человек число представителей «Ростеха» в совете директоров «Аэрофлота». Из кандидатов от госкорпорации в совет повторно прошли глава «Ростеха» Сергей Чемезов и гендиректор ее дочерней компании «Авиакапитал-Сервис» Роман Пахомов. «Ростех» хотел усилить свое присутствие в совете, поскольку до сих пор не решен вопрос передачи в управление госкорпорации блокпакета акций авиакомпании.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

В пятницу на годовом собрании акционеров «Аэрофлота» в новый совет директоров авиакомпании вошли 11 человек из 13 представленных кандидатов. В совет впервые попали финансовый консультант «Ренессанс Капитала» Игорь Каменской и директор направления Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, сменившие зампреда правления Deutsche Bank по странам Восточной Европы Игоря Ложевского и экс-члена правления РФПИ Алексея Германовича (работал в совете директоров «Аэрофлота» в 2012-2014 годах председателем комитета по кадрам и вознаграждениям).

Господин Германович пояснил “Ъ”, что независимого директора, бизнесмена Марлена Манасова, выдвинули зарубежные инвестфонды, владеющие более чем 5% акций «Аэрофлота», заместителя гендиректора по продажам и имущественным вопросам «Аэрофлота» Дмитрия Сапрыкина поддержала компания «Аэрофлот-Финанс», владеющая 4,8% акций авиакомпании. Дочерняя структура «Ростеха» «Авиакапитал-Сервис», владеющая около 3% акций, голосовала за своего гендиректора Романа Пахомова. Оставшихся восемь членов совета директоров, включая главу «Ростеха» Сергея Чемезова, предложило государство в директиве Росимущества (51,17% акций «Аэрофлота»).

Но «Ростех» выдвигал еще двух кандидатов — заместителя главы госкорпорации Сергея Скворцова и управляющего директора по авиапроектам Алексея Федорова, которые не были включены в директиву правительства. Это стало неожиданным: еще в мае на Петербургском экономическом форуме господин Чемезов говорил о возможности увеличить представительство «Ростеха» в совете директоров «Аэрофлота» до четырех членов. Это было компромиссом: «Ростех» с лета 2013 года рассчитывает получить от государства блокпакет акций «Аэрофлота» в управление, но такое решение пока не было принято. По словам источников “Ъ”, ключевым условием для этого было то, что госкорпорация найдет стратегического инвестора на оставшиеся 25% акций. Но уже в мае Сергей Чемезов заявлял, что «“Ростех” устраивает» вариант, когда государство вводит в совет четырех членов от госкорпорации. О том, что в совет директоров войдет больше представителей «Ростеха», в апрельском интервью “Ъ” говорил и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Почему позиция правительства изменилась, неясно. В «Ростехе» “Ъ” сообщили, что «на сегодняшний день выстроена эффективная работа в рамках совета директоров “Аэрофлота” — для управления и принятия решений госкорпорации вполне достаточно иметь двух представителей». В «Аэрофлоте» и секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует авиацию) тему не комментируют. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», отметил, что выбор совета в таком составе «никак не отразится» на отношениях двух компаний, «тесно и плодотворно» сотрудничающих по ряду проектов. Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, в качестве возможной причины называют «своеобразный размен с Росимуществом», связанный с развитием «Ростехом» аэропорта в подмосковном Раменском, куда в 2015 году планирует перебазироваться низкобюджетный перевозчик «Добролет» (на 100% принадлежит «Аэрофлоту»).

Партнер, руководитель практики «Логистика и транспорт» консалтинговой компании Ward Howell Элла Сытник считает выбранный состав совета директоров «Аэрофлота» «оптимальным решением». Наличие четырех представителей «Ростеха», по ее мнению, могло бы быть «избыточным».

Елизавета Кузнецова, Елена Киселева

Вся лента