"Оператор Анатолий Клян исполнял свой профессиональный долг"
Глава Союза журналистов Москвы призывает усилить подготовку журналистов перед поездками в горячие точки. Это заявление Павел Гусев сделал после того, как стало известно о гибели в Донецкой области оператора "Первого канала" Анатолия Кляна. Журналист газеты "Донецкий кряж" Игорь Сычев рассказал подробности ведущим Максиму Митченкову и Наталье Ждановой в эфире "Коммерсантъ FM".
Анатолий Клян получил смертельное ранение в живот во время обстрела украинскими военными автобуса с солдатскими матерями и журналистами.
Н.Ж.: Игорь, вам известны подробности инцидента, который произошел с российскими журналистами, в результате чего погиб оператор "Первого канала"?
И.С.: Начну, наверное, с места происшествия, чтобы радиослушатели правильно представляли. Инцидент произошел все-таки не в самом Донецке, а в Авдеевке. Это город, где расположен крупный металлургический комбинат. Это примерно в 10 км от северной окраины Донецка. Там же базировалась небольшая радиотехническая часть. Она входила в систему части, которая была разоружена в субботу. Солдат там оставалось совсем немного, может быть, 150 человек, но индивидуальное стрелковое оружие у них было.
В воскресенье вечером к расположению части прибыл, может быть, даже не Комитет солдатских матерей, а некое женское подразделение армии Донецкой республики, но сопровождали его и другие женщины. То есть граница, где кончается подразделение, начинается комитет и наоборот, была довольно зыбкой. Начались переговоры, а потом в таких случаях сложно установить, с чьей стороны прогремел первый выстрел, и началась стрельба.
Оператор телевидения действительно исполнял свой профессиональный долг, он стремился запечатлеть этот сюжет, но попал, к сожалению, под пули.
Тяжело ранен также водитель автобуса, который все-таки сумел вывезти людей из зоны огня.
Н.Ж.: Водитель сейчас в больнице находится?
И.С.: Да, он в тяжелом состоянии, но, насколько можно судить, жить будет.
М.М.: Это была просто перестрелка или применялась тяжелая техника?
И.С.: Нет, тяжелой техники там не было, но перестрелка была достаточно долгая. Она закончилась где-то к полуночи, то есть это не полчаса, не час, а больше.
Н.Ж.: Сообщалось, что эта поездка была организована пресс-службой самопровозглашенной Донецкой народной республики. Кто был инициатором этой поездки?
И.С.: Наверное, за пресс-службу говорить не могу, но, насколько могу судить, это все было в рамках кампании по разоружению и удалению с территории республики, в первую очередь, областного центра, войск и частей Украины. Здесь разоружена часть внутренних войск, буквально за последние два-три дня, и часть войск ПВО, которая, кстати, тоже находится в северной части Донецка, не так уж далеко от Авдеевки.
Н.Ж.: То есть солдатские матери приехали за солдатами-срочниками, чтобы они покинули армию и вернулись домой?
И.С.: Да, звучали и эти призывы, но представители женского подразделения, видимо, говорили с солдатами на солдатском языке, и начался взаимный обмен любезностями, который потом перешел в перестрелку.
Н.Ж.: Были какие-то предупреждения, что нужно покинуть место, что сейчас начнется стрельба? Как-то предупредили людей о том, что есть опасность?
И.С.: Стрельба началась достаточно внезапно.
М.М.: Что происходит сейчас, идет ли сейчас перестрелка в Донецке?
И.С.: По крайней мере в том районе, где нахожусь я, стрельбы не слышно. Здесь недалеко в воскресенье вечером взорвался склад с боеприпасами на территории бывшего Военно-политического училища, того, которое потом стало лицом внутренних войск. Было видно пламя и дым где-то с 8 вечера и до 12 ночи.
Н.Ж.: Сообщалось, что ополченцы захватили химический завод в Донецке и собираются производить там то ли гранаты, то ли еще что-то. Это правда?
И.С.: Это завод, который выпускает взрывчатку, на этом же заводе утилизировали боеприпасы, которые остались от советской армии в рамках специальной программы НАТО. Этот завод при определенных изменениях может перейти на серийный выпуск боеприпасов.
Н.Ж.: То есть готовятся воевать? В понедельник в 10 часов вечера по Киеву, в 11 по Москве истекает перемирие. Что дальше, какие настроения сейчас?
И.С.: К обороне нужно быть готовыми всегда, вот такие настроения.
Н.Ж.: Представители ДНР делают какие-то заявления?
И.С.: Их заявления, в общем-то, известны: вывод всех войск с территории двух республик, и только тогда будут полноценные переговоры.
Н.Ж.: То есть ничего нового.
И.С.: Да, в этом смысле, по крайней мере, ничего нового нет.