"Русал" может сменить порт
Компания рассматривает участие в Зарубино
Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова ведет переговоры с "Русалом" о строительстве глиноземного терминала на 2 млн тонн в порту Зарубино в Приморском крае. Сейчас "Русал" ввозит через Дальний Восток до 1,5 млн тонн глинозема, в основном через порт Ванино. Хотя конфликтов у "Русала" и управляющего портом "Мечела" нет, возможности перевалки могут снизиться, если часть причалов будет закрыта на реконструкцию. Но для вхождения в Зарубино обремененному долгами "Русалу" нужно найти средства или гарантировать "Сумме" объемы перевалки.
Группа FESCO, входящая в "Сумму", подписала с "Русалом" Олега Дерипаски меморандум о строительстве терминала по импорту глинозема мощностью 2 млн тонн в год в планируемом порту Зарубино в Приморье, рассказал вчера глава проекта Зарубино Андрей Загорский в Харбине. Большой порт Зарубино, по планам "Суммы", предполагает размещение на 255 га терминалов грузооборотом около 80 млн тонн в год. Инвестиции оцениваются в 40 млрд руб., первые терминалы должны заработать в 2018 году. Источник, близкий к "Сумме", говорит, что при размещении зернового и глиноземного терминалов получается "эффект от обратной загрузки: на одних и тех же хопперах можно подвозить зерно в порт и загружать их потом глиноземом". В "Русале", впрочем, осторожны. Там пояснили, что работают над логистикой, "но говорить о чем-то конкретном преждевременно".
По словам одного из источников "Ъ", близкого к переговорам, еще не определено, будет ли "Русал" соинвестировать в строительство терминала в Зарубино либо гарантирует объемы, чтобы FESCO привлекла банковское финансирование. Собеседник "Ъ" на рынке говорит, что у "Русала" есть два варианта: прокладка рельсов, закупка бункера и крана за $5 млн или строительство полноценного комплекса на 1 млн тонн за $60-80 млн — но, отмечает источник "Ъ", сейчас свободных денег у "Русала" нет (чистый долг компании — $10,3 млрд).
Источники "Ъ", близкие к "Сумме" и FESCO, говорят, что интерес "Русала" к терминалу в Зарубино был обозначен "в конце мая" в письме первого заместителя гендиректора компании Владислава Соловьева. В нем говорилось, что "Русал" готов дать техусловия для резервирования территории и инфраструктурных мощностей. По словам одного из собеседников "Ъ", "Русал" ввозит 1-1,5 млн тонн глинозема в год через порты Дальнего Востока. Большая часть импорта идет через Ванино (на перевалку глинозема в 2013 году пришлось 965 тыс. тонн из 7 млн тонн грузов). Группа En+ Олега Дерипаски (владеет 48,13% "Русала") продала 28% порта "Мечелу" Игоря Зюзина. Сейчас оперативный контроль над портом у "Мечела", кроме него грузы через Ванино переваливают только "Русал" и "Амурметалл". Источники "Ъ", близкие к сделке, говорят, что En+ продавала пакет в Ванино на условиях сохранения перевалки для "Русала".
En+ сама хотела построить терминал по перевалке алюминия и глинозема мощностью 5,5 млн тонн в год в Усть-Луге на Балтике, но в феврале 2013 года отказалась от проекта. Собеседник "Ъ" на рынке отмечает, что "Русал" "время от времени занимается мониторингом ситуации на Дальнем Востоке и объезжает порты". По его словам, переговоры шли с ОАО "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" и Находкинским морским рыбным портом ДВТГ. Собеседник "Ъ" считает, что сейчас сотрудничество "Русала" и Ванино выгодно обеим сторонам, но может оказаться под угрозой, если "Росморпорт" закроет на реконструкцию часть причалов. Но и к проекту в Зарубино много вопросов. Надежда Малышева из Portnews сомневается, что подходы к Зарубино смогут обеспечить перевозку заявленных грузов и считает, что говорить об участии "Русала" преждевременно. Владимир Савчук из ИПЕМ добавляет, что организация перевозки глинозема зерновозами сложна: технология погрузки и выгрузки разная, а вагоны придется промывать, что увеличит время оборачиваемости парка.