«Все вложения в отрасль должны работать на результат»
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина рассказала BG «Образование» об исполнении федеральных установок по увеличению заработных плат педагогам, необходимости переформатирования мер поддержки эффективных педагогов и талантливых ребят, а также первых настоящих успехах в развитии среднего профессионального образования.
«В последние два года все больше родителей выбирают детский сад для образования своих детей»
BUSINESS GUIDE: Краевые власти отказались от реализации проекта «Мамин выбор» в пользу строительства детских садов. Муниципалитеты охотно согласились со сменой приоритетов?
РАИСА КАССИНА: Неправильно говорить о том, что правительство края отказалось от реализации проекта «Мамин выбор». Было принято решение о передаче серьезных финансовых ресурсов, около 2,3 млрд руб. в год, которые ранее направлялись на выплату пособий, в бюджеты территорий для того, чтобы местные власти получили возможность самостоятельно принимать решение о направлении средств либо на создание дополнительных мест для дошкольников, либо на продолжение выплат пособий. Естественно, возможно и то и то. Многие территории сохранили выплаты, при этом одновременно начали строительство новых детских садов. В городе Перми до 1 июля 2014 года также выплачивалось пособие всем семьям, чьи дети старше полутора лет не посещают детские сады. При этом за 2012–2013 год было введено дополнительно 11 тыс. мест. Однако темпы строительства не позволяют решить проблему дефицита мест в ближайшее время. Требуются дополнительные средства. Кроме того, постоянно встает вопрос об эффективности использования денег, получаемых семьями. Поэтому Пермская городская дума приняла решение о предоставлении пособия с 1 июля этого года только малообеспеченным семьям.
Губернатор считает, что «Мамин выбор» должен работать до тех пор, пока не создано достаточного количества мест в детских садах. Поэтому в Пермском крае остались территории, где проект продолжает реализовываться. В основном это поселения, где строительство нового дошкольного учреждения нецелесообразно. Однако в этом случае мы предлагаем иные формы получения дошкольной услуги, например разработали программу «Выездной воспитатель», с 1 сентября в Перми начнут функционировать ежедневные группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады, с оплатой из краевого бюджета. Уже с января этого года краевой бюджет оплачивает образовательную услугу в частных детских садах в тех же размерах, что и в муниципальных учреждениях.
BG: Тем не менее, изменение формата действия проекта «Мамин выбор» в Перми и других территориях края вызывает недовольство родителей. С чем это связано?
Р.К.: Недовольство связано с тем, что далеко не все семьи смогут устроить своих детей в детские сады тогда, когда они это планируют. Самая сложная ситуация с детьми в возрасте от полутора до трех лет. Прежде всего, наши усилия направлены на решение вопроса предоставления мест для детей от трех до семи лет. Но и для детей до трех лет также создаются дополнительные места. Так, за 2012–2013 годы всего было создано порядка 11 тыс. мест, из них для детей до трех лет — 600 мест.
Отдельные территории края, например Березники, Соликамск, Очер, Суксун, Чусовой, уже обеспечили детей от трех лет достаточным количеством мест в дошкольных учреждениях и приступили к созданию новых мест для детей от полутора лет.
BG: Местные власти справляются со строительством дошкольных учреждений?
Р.К.: Обеспечение местами в дошкольных учреждениях всех детей в возрасте от трех до семи лет сегодня является первоочередной задачей. Потребность связана не только с необходимостью надлежащего воспитания и образования детей, но и с предоставлением родителям полноценной возможности трудоустройства.
В общей сложности мы должны создать 22 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях. Пока мы движемся в полном соответствии с поставленными задачами. Очередь в среднем по краю уже снизилась на 7%. В десяти муниципалитетах края она полностью ликвидирована, еще в 15 территориях находится на минимальном уровне и будет закрыта к 1 сентября. Тем не менее, впереди серьезная работа: в 2014–2015 годах предстоит создать еще 13,1 тыс. мест.
BG: Перми удалось решить вопрос с местами в дошкольных учреждениях?
Р.К.: К сожалению, пока нет. В Перми на сегодня самая тяжелая ситуация в крае. Причин несколько: и отсутствие свободной земли в центральных районах города, и увеличение темпов строительства новых микрорайонов, и возрастающая миграция работающего населения и молодежи из территорий края в Пермь. Тем не менее, вместе с администрацией Перми находим свободные участки земли, восстанавливаем ранее закрытые детские сады, развиваем негосударственный сектор, изыскиваем нестандартные формы предоставления услуги дошкольного образования. Поэтому у нас есть уверенность в том, что вопрос с обеспечением дошкольным образованием всех детей от 3 до 7 лет в Перми будет решен окончательно до конца 2015 года.
«Строить надо больше»
BG: Вслед за нехваткой детских садов ожидается серьезный дефицит мест в школах. Готовы к решению этой проблемы, есть ли средства на их строительство?
Р.К.: Проблема нехватки школ на сегодня актуальна не только для Пермского края, но и для России в целом. Пытаться решить эту проблему самостоятельно практически невозможно: ни один регион, даже самый обеспеченный, не обладает достаточным финансовым ресурсом. Поэтому эту задачу надеемся решать вместе с федеральным правительством. Надеемся, что решения по этому поводу будут приняты к следующему году.
Тем не менее, работа по строительству школ, пусть не масштабная, ведется. В Перми на сегодня возводится новый корпус для гимназии №11 им. С.П. Дягилева на 600 мест. Кроме того, подготовлена проектно-сметная документация для строительства нового корпуса для лицея №10, который также будет рассчитан на 600 мест. В территориях края ведется строительство порядка шести-семи школ. В основном это территории, где общеобразовательных учреждений нет вообще либо действующие здания уже не соответствуют существующим нормам. Но мы понимаем, что этого мало. Строить надо больше, современнее, комфортнее.
BG: В Перми работают сразу несколько школ, которые развивают программы международного бакалавриата. Насколько успешны эти программы? Планируете ли расширить число учреждений, предоставляющих такую возможность?
Р.К.: В Перми создана уникальная ситуация с работой школ международного бакалавриата. Эту программу реализуют сразу три школы: школа №7 реализует программу международного бакалавриата в начальном звене, школа №9 — в среднем звене, а лицей №10 — в начальном и старшем звеньях. Обычно такие программы работают в частных школах, а значит, оплачиваются родителями. В Перми же финансирование поступает из регионального бюджета.
Не думаю, что Перми необходимо расширять количество учреждений, предоставляющих возможность получения диплома программы международного бакалавриата. Во-первых, каждая из перечисленных школ может авторизоваться на другие ступени этой программы. Во-вторых, пока мы не видим избытка ребят, желающих обучаться по системе международного бакалавриата. Это связано с тем, что преподавание в старших классах ведется на иностранном языке, а потому требуется совершенное знание английского, что пока достаточно проблематично. В-третьих, данная программа является достаточно финансово затратной. Кроме того, программа ориентирована на получение образования, которое позволит в дальнейшем успешно обучаться в зарубежных вузах. Первые 13 выпускников пермских школ с международным дипломом поступили в зарубежные вузы в прошлом году и сейчас успешно учатся, но массовой практикой это не станет.
BG: Насколько успешной стала практика создания так называемых инновационных школ?
Р.К.: Сегодня в Перми работают несколько школ, которые мы называем инновационными: это две школы со спортивным компонентом, школа-дизайна, IT-школа, инженерная школа. К ним присоединилась техношкола в поселке Новые Ляды. Сейчас рассматриваем совместную инновационную программу школы №93 и Пермской научно-производственной приборостроительной компании. Эти школы получают дополнительное финансирование на фонд оплаты труда и приобретение нового оборудования.
BG: Принято решение о строительстве нового здания для кадетского корпуса. На какой стадии реализация этого проекта?
Р.К.: Кадетский корпус был создан в Пермском крае 1 сентября прошлого года и начал работать на базе лицея полиции. Сегодня в этом учреждении учатся 320 ребят. Материальная база кадетского корпуса существенно модернизируется. Принято решение о строительстве нового спального корпуса, а также современного физкультурно-оздоровительного комплекса. Сейчас ведется работа по подготовке проектно-сметной документации, строительство, по нашим планам, должно начаться уже в этом году. Отмечу, что у нас большие планы по развитию этого учреждения. Это и новое строительство, и работы по реконструкции имеющихся зданий и сооружений, и приобретение нового оборудования. В итоге должно получиться современное образовательное учреждение.
«Мы полностью выполнили наши обязательства»
BG: Пермский край справляется с реализацией указа президента РФ по доведению заработной платы сотрудникам сферы образования до средней по экономике? Достигнуты ли поставленные задачи?
Р.К.: Мы полностью выполнили наши обязательства перед педагогами. Необходимые финансовые средства на повышение заработной платы мы закладываем на основе прогноза средней заработной платы в регионе, а оцениваем по уже реальной оплате труда, сложившейся по итогам года. Показатель зарплаты педагогов к средней оплате труда по экономике составил 101,2%. Средние доходы учителей в прошлом году составили 25 219 руб. в месяц, в этом году ожидается 27 392 руб. в месяц. Показатели по педагогам дошкольных образовательных учреждений также полностью выполнены. Средняя заработная плата в детских садах составила 23 328 руб.
BG: Тем не менее, педагоги высказывают замечания…
Р.К.: Мы должны привести среднюю заработную плату педагогов к средней оплате труда в сфере общего образования, а не гарантированно обеспечить этот уровень каждому педагогу. Заработная плата работника, как и раньше, формируется с учетом стажа работы, уровня образования, квалификации, результатов работы. К сожалению, не все педагоги это понимают. Кроме того, некоторые, получив большие премии в конце прошлого года, предположили, что такая заработная плата теперь будет у них ежемесячно.
«Главный приоритет — качественное профессиональное образование»
BG: Бюджет Пермского края приблизился к предельным границам. Рассматривается ли возможность сокращения расходов в сфере образования?
Р.К.: В текущем году нам выделены все необходимые средства, причем не только на заработную плату, но и на развитие инновационных школ, среднего профессионального образования, создание многофункциональных центров. Это не бюджет выживания.
BG: Но было заявлено о сокращении финансирования проекта «Ступени», отказе от стипендий успешным старшеклассникам.
Р.К.: Проект «Ступени» реализуется за счет экономии средств по заработной плате педагогам. В первый год нам удалось направить на дополнительные премии педагогам 20 млн руб., потом — 40 млн руб., еще через год — 80 млн руб., поэтому неправильно говорить о том, что финансирование проекта сокращается. Важнее говорить о том, что данный проект должен быть эффективным, ведь рейтинг, который мы получаем, не всегда является объективным. Для разработки критериев оценки работы педагогов нами сформирована рабочая группа, в которую входят в том числе и учителя. Они помогают нам в этом. При этом отмечу, что на этот год средства предусмотрены в объеме 80 млн руб.
Что касается стипендий старшеклассникам, то в этом году мы действительно рассматриваем вопрос о целесообразности этих выплат. Практика показала, что их предоставление никак не отражается на результатах обучения школьников. А единственным объективным показателем результативности обучения является единый государственный экзамен (ЕГЭ). На сегодня территории, находясь в числе первых по количеству получателей этих стипендий, зачастую оказываются в конце рейтинга ЕГЭ. К сожалению, стипендии старшеклассникам не стали настоящим мотивом для улучшения показателей экзаменов, выставление текущих отметок носит субъективный характер. Считать эти расходы краевого бюджета эффективными я не могу.
Эффективнее сработали «губернаторские» стипендии, которые предоставляются студентам, получившим 225 баллов и более в ходе ЕГЭ. Ребята заинтересованы в высоком балле для того, чтобы, поступив в университет, получить стипендию в 5750 руб. Это реальная помощь родителям и некоторая материальная независимость для студентов. Кроме того, работают и другие мотивационные механизмы поддержки талантливых ребят. Так, например, победители олимпиад получают стипендии по итогам каждого года, в муниципалитетах действуют свои стипендии. Мы заинтересованы в пересмотре мер поддержки талантливых ребят, для этого создана специальная рабочая группа. В конечном счете все средства, направленные в образование, должны быть эффективными и работать на результат.
BG: Значит, проект по представлению стипендий «225-балльникам» будет работать дальше?
Р.К.: Проект не вызывает вопросов, у нас уменьшилось число ребят, уезжающих на обучение в другие регионы и, наоборот, увеличилось число приезжающих. Нововведением этого года станет увеличение порогового значения для получения стипендии до 260 баллов для поступающих на направление подготовки «Экономика». Таким образом, студенты технических и естественнонаучных специальностей, как и прежде, должны набрать по итогам трех экзаменов 225 баллов, гуманитарии — 240 баллов, а «экономисты» — 260 баллов. Конечная цель — ориентировать талантливых ребят, имеющих высокие результаты ЕГЭ, на поступление на специальности, связанные с IT-технологиями, инженерией, естественнонаучной сферой.
BG: Пермский край выбран «пилотной» площадкой для развития дуального образования в России. В чем суть программы, каковы ожидаемые результаты?
Р.К.: Сегодня мы находимся на старте реализации этого проекта. В итоге хотели бы, чтобы ребята, окончив среднее профессиональное учреждение, не слышали традиционных для начала работы на производстве слов «забудь все, чему тебя учили, начинай с чистого листа». Поэтому предполагается, что теоретическая часть обучения, как и прежде, будет преподаваться в техникуме или колледже, а практическая — на той площадке, где нынешний студент планирует работать после, то есть в конкретном цеху, на конкретном станке. При этом нам есть куда стремиться: сегодня практика занимает 20–25% от всего времени обучения, а нужно не менее 60%. В этом случае период адаптации на рабочем месте уменьшается от полутора-двух лет до двух-трех месяцев, а значит, больше молодых людей будут оставаться и дальше работать на производстве.
В этом году мы выиграли несколько конкурсов Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив на реализацию проектов в этом направлении. Это позволило отобрать пилотные образовательные учреждения, обучение в которых происходит по принципам дуального образования. Например, совместная программа обучения профессиональных образовательных учреждений города Краснокамска и Краснокамского ремонтно-механического завода. На предприятии будут созданы реальные учебно-производственные участки по металлообработке и сварке, где ребята будут получать практические навыки работы на реальном производственном оборудовании, в т.ч. уникальном. Еще один пример — колледж в Чернушке и ОАО «Лукойл», которое создает на площадях образовательного учреждения настоящий учебный полигон. Он полностью повторяет реальное производство. Пермская научно-производственная приборостроительная компания и «Протон-ПМ» выстраивают аналогичную работу с авиационным техникумом, студенты которого смогут осваивать практические навыки работы на рабочих местах предприятий. Этот механизм реализуется через подписание трехсторонних соглашений, по которым обучающемуся гарантировано прохождение практик и трудоустройство на выбранном предприятии, работодатель получает работника, подготовленного для работы на его оборудовании, а образовательная организация адресно готовит кадры, реально востребованные региональной экономикой. Предприятие делает заказ на необходимое количество кадров, мы организуем учебный процесс, а торгово-промышленная палата (ТПП) выступает связующим звеном. Таких соглашений уже более шести тысяч. Эта тема стала одной из главных на недавней встрече губернатора с президентом России.
«Высшее образование — ресурс развития экономики региона»
BG: Каким образом выстраиваете отношения с вузами?
Р.К.: В последние годы у краевого правительства сложились тесные партнерские отношения с вузами региона. Мы понимаем, что без развития вузов невозможно развитие региона. Поэтому в крае действует система механизмов, направленных на развитие университетов и поддержку ученых. Три вуза Пермского края в течение нескольких лет получают федеральные средства на реализацию своих программ развития, с региональным софинансированием. Это классический, технический и педагогический университеты. Благодаря этим средствам созданы десятки специализированных лабораторий. Приведу только несколько примеров — лаборатории для развития авиадвигателестроения, исследований космоса, шума, нефти, газа, биотехнологии и экологии. Вузы предоставляют уникальные условия для обучения. Студенты вовлекаются в научно-исследовательские проекты международного уровня, участвуют в программах обмена с зарубежными университетами, проходят практику на ведущих предприятиях региона. Благодаря этому мы фиксируем, что выросли показатели пермских вузов в различных рейтингах, увеличились индексы цитирования наших ученых, значительно выросло количество патентов и заказов на разработки от предприятий. Кроме того, в 2013 году на 335 увеличено число бюджетных мест в пермских вузах.
BG: Подведены ли итоги работы международных исследовательских групп (МИГ)? Будет ли продолжаться этот проект?
Р.К.: Окончательные итоги работы международных исследовательских групп, в которые вошли пермские и зарубежные ученые, будут подведены к концу года. Но уже сейчас мы можем предположить, что достигнем всех планируемых результатов, прикладных или фундаментальных. Впервые в истории края в прошлом году международными исследовательскими группами был получен международный патент, а также 14 — российских. Это не просто патенты, которые ученые получают и складывают на полку, а те инновации, которые можно внедрить в производство. Например, на базе одного из МИГ в ПГФА будет создан нейробиологический центр, учеными ПГНИУ разработана технология биоремедиации нефтезагрязненных почв, в ПНИПУ осуществляются работы по совершенствованию бездефектных технологий электронно-лучевой сварки, в ПГМА разработана серия новых имплантационных систем для замещения дефектов нижней челюсти и эндопротезирования височно-нижнечелюстного сустава.
Мы намерены продолжать проект и дальше. Только если ранее мы отбирали по 20 МИГов в год, теперь решили снизить их число до 10. Это связано в первую очередь с занятостью пермских ученых в еще действующих МИГах. Условия поддержки останутся прежними: на протяжении трех лет мы намерены выделять по 3 млн. руб. в год, еще по 1 млн руб. выделяет вуз или научная организация, на базе которой работает команда ученых.