Совместными усилиями
Развитие современной российской экономики невозможно без квалифицированных кадров. Чтобы повысить уровень подготовки, систему профессионального образования модернизируют при непосредственном участии потенциального заказчика — промышленного сектора. Обе стороны уверены: именно государственно-частное партнерство выведет профессиональное образование на новый уровень.
То, как будет развиваться российская экономика, президент РФ Владимир Путин определил два года назад, в мае 2012 года подписав одно из своих первых распоряжений после переизбрания — указ N596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Среди основных задач, поставленных перед правительством, — глобальное обновление производственной системы в стране. Для этого к 2020 году должно быть создано и модернизировано более 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Новый кадровый состав должен повысить производительность труда к 2018 году в полтора раза по сравнению с 2011 годом.
Однако ни увеличить объемы производства, ни повысить эффективность работников не удастся без системы подготовки высококвалифицированных кадров. Ведь вывести российскую экономику на новый уровень мешает кадровый голод. Как поясняют представители промышленного сектора, российским предприятиям не хватает молодых специалистов, чья подготовка соответствовала бы современному уровню развития отрасли. Более того, в образовательной системе сегодня наблюдается перекос: в регионах не учитываются потребности местных работодателей. Например, в областях, где развито машиностроение и, соответственно, наиболее востребованные профессии — инженерные, высшие учебные заведения выпускают юристов и экономистов. В результате на предприятиях не хватает рук, а выпускники остаются без работы.
Изменить сложившийся дисбаланс должна новая система распределения бюджетных мест между вузами — контрольных цифр приема. Теперь на первом плане стоят экономические потребности региона. Места распределяются в зависимости от того, производство каких отраслей преобладает и сколько кадров необходимо для них подготовить. В 2013 году формировать кадровый запрос госорганам федерального уровня (Минтрансу, Минздраву РФ, Минсельхозу и Минкульту) помогали объединения работодателей — Ассоциация юристов РФ, госкорпорация «Росатом» и т.д. Параллельно с ними работу вели региональные органы исполнительной власти вместе с крупнейшими работодателями субъекта РФ — именно они оценивали потребности локальной экономики в специалистах. «Это логично: на местах лучше понимают, какие специалисты им нужны», — подчеркнули в Минобрнауки.
Кадровый вопрос в законе Кадровый вопрос вышел на первый план не только в реформе системы профессионального образования, но и в законодательных инициативах. Речь идет о «Стратегии инновационного развития России до 2020 года», согласно которой для развития экономики нужен «инновационный человек», способный использовать последние достижения науки и техники, а также ориентированный на создание инноваций и внедрение их во все сферы жизни. Не менее важную роль играет и «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», принятая в 2013 году. Согласно документу, она «определяет направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу».
Стимулировать развитие отдельных отраслей промышленности должны соответствующие приказы: отдельно разработаны стратегии развития до 2020 года для металлургической промышленности, пищевой, легкой, индустрии детских товаров и т.д.
Работодатели плюс вуз Больше всего в устранении дисбаланса между образовательной системой и потребностями своего производства заинтересованы сами предприятия. Именно поэтому новая система профобразования предполагает их активное участие не только в формировании запроса на подготовку специалистов, но и их содействие в организации самого учебного процесса. Как подчеркивают в Минобрнауки, только такой формат государственно-частного партнерства наиболее эффективно поможет решить проблему дефицита кадров.
Среди моделей интеграции высших учебных заведений и работодателей самые высокие результаты дали «базовые кафедры». Их создание стало возможным благодаря новому федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». «Если раньше вузы могли создавать базовые кафедры и другие структурные подразделения только в научных организациях, то теперь учебные заведения получили возможность сотрудничать с любыми организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы», — отметил заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.
В результате часть учебного процесса идет на площадке предприятия-партнера, благодаря чему студенты еще в университете получают навыки работы на производстве. В будущем им не придется проходить долгий период адаптации к промышленным реалиям, который, как правило, занимает от года до пяти лет. Такие меры помогают не только повысить уровень квалификации будущих специалистов, но и увеличить их производительность труда.
Еще один формат взаимодействия вуза и сторонней организации — прикладной бакалавриат. Это внедрение практикоориентированных программ для высшего образования, благодаря которым, надеются в Минобрнауки, промышленность получит специалистов, владеющих навыками работы на высокотехническом оборудовании. В 2013 году (на учебный 2013–2014 год) по этой программе было выделено 3677 бюджетных мест в 44 вузах. Всего студенты будут осваивать 60 направлений подготовки. Что касается организации учебного процесса, то большая его часть проходит на площадках самих предприятий. При желании учащиеся имеют возможность получить рабочую квалификацию или среднее профессиональное образование. Как напоминают в Минобрнауки, сертификат рабочего или служащего доступен по почти 50 направлениям.
Среди тех, кто уже реализует программу прикладного бакалавриата, — Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова. Он готовит кадры при поддержке Института судостроения и морской арктической техники «Севмашвтуз». Уральский федеральный университет ведет обучение вместе с Уральской горно-металлургической компанией.
Сетевой подход Еще одна инновация в образовательном процессе сегодня — сетевой формат. Как пояснили в Министерстве образования РФ, речь идет о совместно разработанной и утвержденной партнерами сети образовательных программ. Условия их реализации участники процесса обеспечивают сообща. Это и материально-технические ресурсы, и учебно-методическая база, и кадровый состав — преподаватели и т.д. Благодаря такому «сетевому взаимодействию» образовательный процесс получает гибкость: студенты сразу узнают о последних инновациях и промышленных разработках, а учебное заведение регулирует образовательные программы в соответствии со спросом «потребителя» — будущих работодателей.
В качестве участников «сетевой модели» могут выступать вузы — например российское учебное заведение объединяется с зарубежным университетом. Еще один вариант — смешанный тип. Например, университет ведет подготовку специалистов вместе с образовательными организациями разных уровней или любыми другими — медицинскими, научными, культурными, спортивными, словом, всеми, у кого достаточно резервов.
Благодаря сетевому взаимодействию создается единая инфраструктура — ресурсные центры, ЦКП, технопарки, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия, набор студентов, трудоустройство, информационный портал или единая библиотека. Второе направление — совместные образовательные программы: обмен студентами, прикладной бакалавриат, технологическая практика или стажировка. Среди наиболее ярких примеров успешной «сетевой модели» — создание Российского ядерного инновационного консорциума при поддержке вузов, готовящих кадры для атомной отрасли, — НИЯУ, МИФИ, МИЭ, РХТУ, МГТУ имени Баумана и др. Задача нового проекта — обеспечить более 80% кадров для госкорпорации «Росатом».
В колледж без экзаменов Система подготовки профессиональных кадров представляет собой непрерывную цепочку, в которой вуз — одна из ступеней. Первая же часть — это технический колледж, который сегодня также переживает модернизацию.
В соответствии со вступившим в силу в сентябре 2013 года новым законом об образовании учебные заведения, отвечающие за подготовку квалифицированных рабочих, уравняли в правах и статусе с колледжами (в прошлом носившими название «техникумы»). И первые, и вторые будут предоставлять среднее профессиональное образование по двум видам программ — подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена.
Цель преобразований — помочь профессиональным лицеям дистанцироваться от репутации ПТУ, которые у большинства россиян вызывают негативные ассоциации. Новый имидж должен повысить спрос среди учащихся на среднее профобразование и увеличить набор. Учащихся будут стимулировать: у них будет возможность поступить в любой колледж без экзаменов (исключая некоторые творческие и спортивные специальности).
Кроме того, бывшие ПТУ и колледжи получат новые образовательные программы. Для этого в рамках «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» и «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в России до 2020 года» Минобрнауки потратит 10 млрд руб., полученных от Международного банка реконструкции и развития. Эти средства пойдут на совместную разработку новой системы, по которой будут готовить рабочие кадры, а также на формирование прикладных квалификаций в России до 2020 года. Участники проекта планируют привлекать работодателей, создавая кафедры и стажировочные площадки на базе предприятий и организаций, а также на повышение квалификации преподавателей. Часть средств уйдет на подготовку и участие студентов в региональных, межрегиональных, национальных и международных олимпиадах и конкурсах рабочих профессий, например в WorldSkills Russia и WorldSkills International.
Что касается государственно-частного партнерства в сфере довузовской профессиональной подготовки, то одна из популярных форм взаимодействия — совместное управление учебным заведением. Благодаря ему удается решить сразу две задачи: увеличить степень инвестиционной привлекательности образовательной структуры и привести образовательные ресурсы в соответствие с потребностями группы предприятий-учредителей. Врезультате учебные заведения получают дополнительные ресурсы для ведения образовательного процесса, а будущие работодатели — квалифицированные кадры. Так, профессиональное училище №66 в городе Усть-Илимске и профессиональный лицей №7 в Нижнеудинске стали победителями приоритетного национального проекта «Образование» благодаря участию стратегических партнеров ООО «Илимсиблес» и ОАО «Российские железные дороги». «Илимсиблес» отправил в училище №66 лесозаготовительное оборудование и тренажеры для обучения операторов, а лицей №7 получил в безвозмездное пользование от ОАО «Российские железные дороги» железнодорожное оборудование.
Дуальное обучение Среди принципиально новых инструментов для подготовки специалистов — система дуального обучения. Ее внедрение одобрено правительством и главой государства.
«В послании Федеральному собранию президент сделал акцент на необходимости внедрения моделей образования, эффективных для подготовки высококвалифицированных производственных кадров. Мы надеемся, что курс на практическое образование станет системным. И это будет уже не пилотный проект, а нормальная повседневная практика», — подчеркнул директор направления Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.
Согласно проекту «дорожной карты» в рамках «Создания национальной системы компетенций и квалификаций» заявлен запуск в режиме эксперимента дуальной системы профессионального образования, по которой практические навыки работника формируются непосредственно на рабочем месте. На практике это значит, что учащийся получает теоретическую и практическую подготовку одновременно. Один-два дня он проводит в училище, где изучает как теоретические материалы для будущей профессии, так и общеобразовательные предметы, остальное время — на предприятии. На производстве мастера помогают освоить навыки работы, узнать тонкости профессии.
В России первыми опыт дуального обучения осваивают десять регионов — победителей конкурса Агентства стратегических инициатив. В их число вошли: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан.
Интеграция с реальным сектором экономики идет не только в подготовке будущих специалистов, но и в образовательных программах для тех, кто уже работает по специальности. Минобрнауки планирует организовать переподготовку и повышение квалификации работающих россиян в возрасте от 25 до 65 лет. К 2018 году процент тех, кто прошел профессиональные тренинги, должен достичь 37%.
На сегодня обновлять свои знания призваны инженеры: на 2012–2014 годы принята президентская программа повышения квалификации инженерных кадров. Так, в этом году ее пройдут не менее 5 тыс. специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики.