Из класса — в цех
В Перми стартует проект дуального образования — системы, при которой обучение в профессиональном учебном заведении будет подкрепляться обязательной производственной практикой. В пилотном проекте участвуют пять учебных заведений Прикамья. Такое образование стало производственной необходимостью, поэтому планируется, что в будущем к ним присоединятся другие учебные заведения.
«Пилотная пятерка» Зимой в России стартовала правительственная программа по развитию дуального образования — системы, при которой практическая часть подготовки ученика проходит на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе образовательного учреждения. Пилотный проект будет реализован в пяти регионах: Калужской, Ульяновской и Ярославской областях, а также в Пермском и Красноярском краях. Во многом он копирует зарубежный опыт — сейчас лидером в реализации дуальной системы подготовки кадров является Германия. В России дуальная система ранее работала в советское время по модели взаимодействия ПТУ и предприятий.
В Пермском крае проект дуального образования курирует Пермская торгово-промышленная палата. По словам ее президента Марата Биматова, проект состоит из трех составляющих: заказа со стороны предприятий на подготовку учебными заведениями определенного числа учеников по конкретным специальностям, трехстороннего соглашения между предприятием, учеником и учебным заведением, третья составляющая — учебные программы, где на равных идет соотношение теории и практики. В проекте участвуют пять учебных заведений среднего образования, они уже заявились на получение статуса федеральных инновационных площадок. Это Краснокамский целлюлозно-бумажный техникум, Западно-Уральский технологический техникум, Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова, Пермский техникум промышленных и информационных технологий, Пермский строительный колледж. Получение статуса инновационной площадки даст возможность ученикам получать больше практических навыков на производстве. «В этом году мы выиграли три проекта в Министерстве образования РФ и Агентстве стратегических инициатив. Таким образом, отобраны пилотные образовательные учреждения, где эти проекты реализуются. Это не означает, что остальные не двигаются в этом направлении. Нужно сказать, что по этому пути идут все, просто с разными темпами. Хороший пример — оба учреждения в Краснокамске (техникум и колледж) и ремонтно-механический завод в Краснокамске, который создал реальный участок со станками, куда будут приходить ребята и получать практическую часть программы», — говорит министр образования Пермского края Раиса Кассина. Еще один пример — совместный проект компании «Лукойл» и колледжа в Чернушке, который будет запущен в сентябре. «Предприятие создает на площадях колледжа учебный полигон, который полностью повторяет реальное производство, где будет происходить обучение наших ребят», — утверждает госпожа Кассина.
Аналогичную работу проводит ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» вместе с Пермским авиационным техникумом им. А.Д. Швецова. В техникуме ребята будут обучаться теории меньшее количество времени, а основным местом обучения станут площадки предприятия.
Практика без отрыва от учебы Сегодня многие предприятия сталкиваются с дефицитом квалифицированных молодых рабочих кадров, зачастую новых работников приходится переучивать под конкретное производство, а это занимает от нескольких месяцев до пары лет. Проект дуального образования призван помочь адаптироваться молодому специалисту. «В России этот проект не очень развит. Его суть в том, что теоретическая часть преподается в техникуме, колледже, а практическая — непосредственно на рабочем месте», — сообщила Раиса Кассина. Ученики непосредственно проходят производственную практику на том месте, где после обучения они будут работать: на станке, в цеху, в этом же коллективе. «Соответственно период адаптации существенно ниже: обычно этот период занимает от полутора до двух лет, здесь же это время сокращается до двух-трех месяцев. Практически все время своего обучения они находятся на этом рабочем месте. Сейчас в соответствии с нашими стандартами на практике обучающийся проводит порядка 20–25% всего времени, а необходимо не менее 60%. Поэтому перестройка долгая, трудная», — объяснила министр.
Причем учащиеся не просто проходят практику на предприятии, будущие работодатели принимают участие в разработке учебных программ. Таким образом, у ребят на предприятии появляются наставники, которые координируют их практику. «Производственную практику должны вести сотрудники предприятия на основании договора по проекту дуального образования. В советское время был аналог этому — наставничество. Проблема не в том, что потребуется корректировать образовательную программу под дуальное образование, нужно будет поменять психологию: тут и работодатель, и учебное заведение совместно отвечают за специалиста. Нужно сделать так, чтобы не было между ними препирательств, отладить этот механизм взаимодействия», — считает председатель совета директоров образовательных учреждений профессионального образования Пермского края, директор ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1» Станислав Красных.
Заказ на подготовку специалистов направляет в краевой минобр предприятие. «Раньше мы просто собирали от них сведения о том, кто им нужен. Это были контрольные цифры приема. Но предприятия не брали на себя ответственности: они попросили десять специалистов, мы им их подготовили, но потом они их не брали. Ответственности не было никакой. Сейчас с помощью торгово-промышленной палаты мы подписываем трехсторонние соглашения, которые закрепляют все нормы, количество обучающихся, площадки обучения, практики, конкретные работы на заводе. Предприятие заказывает, мы обучаем, ТПП контролирует. Таких соглашений уже шесть тысяч», — говорит министр. Отметим, что в Прикамье уже третий год реализуется региональная программа «Кадры под ключ», которая стала платформой для федерального проекта по формированию дуальной модели профессионального образования.
Проект дуального образования сможет частично покрыть нехватку квалифицированных кадров на предприятиях. «Любые работодатели говорят о нехватке кадров, везде дефицит инженеров, врачей, учителей, рабочих, начиная с продавцов до кузнецов. Не смогу сказать, что мы полностью решим вопрос с нехваткой кадров. Уже на сегодня порядка 50% девятиклассников поступают в СПО, несмотря на то, что принято думать, что все идут в вузы. Это тоже проблема: по сравнению с ситуацией в среднем по России у нас мало людей с высшим образованием. Уже на сегодня в СПО идут 50% выпускников девятых классов, это очень много. Во многих регионах эта цифра на уровне 25%. Дуальное образование дает возможность подготовить специалистов, которые понадобятся производству, их не надо переобучать. Они быстрее будут адаптироваться на производстве, а значит, лучше закрепляться, меньше уходить. Тогда, может быть, и не понадобится такого большого количества кадров, как принято думать», — говорит Раиса Кассина.
Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями и региональными органами власти. Известно, что Пермский край получит больше миллиарда рублей из федерального бюджета на подготовку рабочих кадров.
Предприятия готовы вкладываться в кадры В некоторых учебных заведениях занятия по новой схеме начнутся уже 1 сентября. Например, студенты Западно-Уральского технологического техникума, которые будут учиться по профессии сварщик, будут проходить практику на Краснокамском ремонтно-механическом заводе. Там же будут практиковаться ученики из Краснокамского целлюлозно-бумажного техникума.
В Пермском крае в качестве приоритетного направления было выбрано машиностроение — одна из ведущих отраслей в регионе. Промышленники говорят, что участвуют в этой программе, так как она решает проблему подготовки кадров для предприятия. Так, Краснокамский ремонтно-механический завод ежегодно набирает 20–30 новых сотрудников, поэтому заинтересован в плотном сотрудничестве с учебными заведениями. «У нас, как у завода, в планах реконструкция и создание полноценных учебных производственных центров для операторов станков с ЧПУ и токарно-фрезерных станков, для сварщиков, и сейчас рассматриваем третье направление — мы ведем переговоры со строительным колледжем в Перми о подготовке проектировщиков строительных металлоконструкций. Мы столкнулись с тем, что у нас в крае нет квалифицированных проектировщиков в этой сфере, которые используют 3D-проектирование. И учебные заведения готовы скорректировать планы непосредственно под таких специалистов», — рассказал директор ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод» Дмитрий Теплов. По его словам, сейчас предприятие обсуждает учебные планы с Краснокамским целлюлозно-бумажным техникумом. Планируется, что Краснокамский РМЗ будет «сопровождать» прикрепленных к заводу учеников с первого года их обучения. Под каждое учебное направление на предприятии будет сформирована группа специалистов, которые будут работать с ребятами. В нее войдут: мастер, технолог, кадровик, специалист по охране труда. Мастера производственного обучения, как наставники, пройдут для этого специальные курсы переподготовки. Каждая учебная группа будет закреплена за конкретным наставником на определенном этапе обучения. «Наше предприятие обладает передовыми технологиями. Для сварщиков мы завезли роботизированную сварку. Оператор программирует установку, и робот производит сварку конструкций. Мы познакомим ребят с этими технологиями», — сообщил Дмитрий Теплов.
Оборудовать предприятие под дуальную программу обучения — дело недешевое. По оценке Дмитрия Теплова, для этого требуется вложить десятки миллионов рублей. Эти затраты оправданы, ведь «на выходе» предприятие получает «готовых специалистов» и может выбрать лучших. Уже на третьем году обучения они становятся полноценными сотрудниками с опытом работы.
Если проект стартует успешно, то к дуальной системе подготовки кадров присоединятся новые образовательные учреждения и предприятия, а пермский опыт может быть растиражирован на другие регионы.