Сбербанк нашел место международным компаниям
На Невском открылся центр по работе с зарубежными фирмами
Вчера Северо-Западный банк Сбербанка РФ запустил в одном из своих отделений в Петербурге international desk — формат офиса, рассчитанный на привлечение компаний с международным участием. Тиражировать его не планируется, однако в планах руководства — увеличить сегмент обслуживания иностранного бизнеса в полтора раза к концу года. Другие игроки рынка считают, что это PR-ход и в России недостаточно малого и среднего бизнеса с иностранным участием, за счет которого только и возможно было бы добиться таких результатов. Некоторые называют деление на иностранцев и своих и вовсе некорректным.
International desk открылся в отделении на Невском, 16. По словам представителей Сбербанка, данный формат предполагает наличие специалистов, знающих несколько языков и предоставляющих услуги, ориентированные на западные компании. "Мы, в частности, будем предоставлять различные аккредитивы, гарантии, в которых нуждается западный бизнес, осуществлять транзакционное обслуживание. Есть и такие услуги, как e-invocing и cash-менеджмент. Отдельное направление private banking для менеджмента и сотрудников компаний", — отмечает заместитель председателя Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк" Алексей Мельников.
Сейчас в общем объеме бизнеса по обслуживанию иностранных компаний Сбербанка в России доля Северо-Западного банка составляет около 10% (150 компаний). На обслуживании в Сбербанке, в частности, сегодня находятся "Балтика", Nokian Tires, Neste, отель "Коринтия", SRV, YIT и другие, напоминают представители финансовой организации. С помощью нового центра, говорит председатель Северо-Западного банка Сбербанка Дмитрий Курдюков, этот бизнес планируется увеличить в полтора раза.
Топ-менеджеры крупнейших банков-конкурентов сомневаются в целесообразности этого шага и в реалистичности планов руководства Сбербанка.
"Это чистый пиар. Гораздо важнее не статус компании, а объем ее бизнеса, — говорит один из собеседников издания, пожелав оставить комментарий неавторизованным. — Привлечь бизнес можно только ставками, условиями, сервисом. Однако аккредитивы для иностранных компаний везде примерно одинаковы, тарифы тоже. Отдельный офис под 150 компаний — это, конечно, комфортные условия, однако с точки зрения юрлиц офис на Невском неудобен из-за отсутствия свободного подъезда".
Руководитель другого крупного банка считает, что делить бизнес на российский и иностранный вообще не очень корректно. Если компания работает в России, напоминает он, ее отделение зарегистрировано здесь, и тогда условия не отличаются от условий для российских клиентов. "Кроме того, если компания ориентирована на Запад, она в 99 процентах случаев имеет настоятельные рекомендации открывать счета в западных банках", — полагает он. Достичь показателя, заявленного Сбербанком, добавляет топ-менеджер, вообще нереально: "В России нет малого и среднего бизнеса с иностранным участием, только за счет которого можно было бы сделать подобный рывок. Крупные компании в понимании Сбербанка (с выручкой 8-9 млрд за год) переходят на систему казначейства, в случае заимствования кредитов или необходимости расчетно-кассового обслуживания проводят торги".