Коммунисты уточняют роль администрации президента
КПРФ предлагает ограничить ее полномочия с помощью Конституции
Фракция КПРФ в Госдуме внесла вчера проект поправок в Конституцию, предложив записать в Основном законе статус администрации президента (АП) как органа, обеспечивающего реализацию полномочий президента и его деятельность. При этом положение об АП, по замыслу коммунистов, глава государства сможет утверждать только при одобрении Совета федерации и Госдумы. В Кремле законопроект пока не комментируют. А в профильном комитете Госдумы инициативу коммунистов называют "вмешательством в компетенцию президента".
Под поправками к Основному закону подписались 90 депутатов-коммунистов, чтобы соблюсти требование самой Конституции (согласно статье 134 такую инициативу должны поддержать не менее одной пятой из 450 депутатов). Коммунисты предлагают ввести в Конституцию новую статью 93.1, по которой администрация президента будет считаться органом, обеспечивающим "реализацию полномочий" и "деятельность" президента. Работать АП будет по-прежнему на основании положения, которое, как и сейчас, будет утверждать президент. Но утверждать положение об АП, согласно законопроекту, глава государства будет вправе лишь "после получения положительных заключений от Совета федерации и Госдумы".
Сейчас АП в Конституции упомянута только в статье 83 (в ней перечислены все президентские полномочия), где говорится, что президент "формирует" свою администрацию. "По букве Конституции выходит, что администрация президента — это вспомогательный орган, наподобие аппарата, который технически помогает президенту справляться с обязанностями",— заявил "Ъ" один из авторов поправки депутат фракции КПРФ Борис Кашин. Но правила, которых придерживается в работе АП, записаны в специальном положении, которое утверждено указом президента, а в нем АП названа "государственным органом", а не "аппаратом", уточнил коммунист. По его словам, в положении говорится, что этот госорган "не только обеспечивает деятельность президента, но и осуществляет контроль за исполнением его решений", то есть роль АП "выходит далеко за рамки вспомогательных функций аппарата главы государства". В связи с этим, считают в КПРФ, "необходимо зафиксировать" в Конституции статус АП как госоргана, а наделять его "полномочиями нужно с учетом позиции парламентариев". Тем самым, уверен господин Кашин, будет уравновешен "заложенный в Конституцию очевидный перекос в разделении властей в пользу президента и правительства".
Подобные претензии КПРФ предъявляет с 1997 года, когда кремлевскую администрацию возглавил Анатолий Чубайс. АП "превратилась в надправительственный орган, не имея на то никаких конституционных прав", заявляли тогда коммунисты. И с тех пор они как минимум раз в думский созыв требуют разработки и принятия специального закона, который жестко регламентировал бы функции "вспомогательного органа". Но проект закона об АП фракция не вносила ни разу.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вчера отказался комментировать "Ъ" инициативу коммунистов, так как еще не успел ознакомиться с законопроектом. Иные источники "Ъ" в Кремле отказываются от комментариев, так как оценивать правомерность тех или иных полномочий АП вправе только президент.
В Госдуме вчера также не все фракции успели ознакомиться с инициативой КПРФ. "Если кого-то из оппозиционеров не устраивает, что партия власти сейчас сильнее оппозиции, то нужно вести политическую борьбу, а не править Конституцию",— заявил "Ъ" вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. "Конституция очень предметно и точно определяет объем полномочий президента",— заявил "Ъ" глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин ("Единая Россия"). Формирование АП — в числе этих полномочий, подчеркивает он, поэтому поправка к Конституции, которую предлагают коммунисты, как и возможный закон об АП, означали бы "вмешательство в компетенцию президента". Тем не менее, по словам господина Плигина, законопроект будет обсуждаться "в открытой, публичной дискуссии".
"Вреда от этой поправки точно не было бы",— заявил "Ъ" экс-депутат Госдумы Виктор Шейнис, который в 1993 году участвовал в работе Конституционного совещания, подготовившего проект ныне действующей Конституции. В то время, по его словам, о полномочиях АП "никто не задумывался, потому что не подозревал, что этот орган может стать влиятельным". Впрочем, поправка коммунистов "на практике ничего не изменит, даже если ее внесут в Конституцию", уверен господин Шейнис: "Получить положительные заключения Совета федерации и Госдумы для Кремля не составит труда". Политолог Евгений Минченко сомневается, что Кремль заинтересован в повышении статуса АП. "Сейчас взят курс на минимизацию роли всех институтов и усиление роли лично президента",— говорит политолог.