Президент Украины взял перемирие назад
Армия возобновила огонь, несмотря на договоренности с Россией и ЕС
Вчера украинская армия по приказу президента Петра Порошенко возобновила масштабное наступление на востоке страны. Москва обвинила Киев в том, что под "влиянием извне" и "вопреки позиции ведущих членов ЕС" — Германии и Франции — он сорвал реализацию важной мирной инициативы, согласованной с РФ. На этом фоне Евросоюз занял выжидательную позицию, отложив расширение санкций против России.
О решении "приостановить действие режима одностороннего прекращения огня на Донбассе" Петр Порошенко объявил в ночь на вторник после заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины. "Мы будем освобождать нашу землю",— пообещал президент, после чего украинская армия при поддержке бронетехники и тяжелой артиллерии перешла в массированное наступление на позиции ополченцев самопровозглашенных Донецкой и Луганской "народных республик". Столкновения вчера происходили не только в небольших городах Донбасса, но и в самом центре Донецка.
Спецоперация на востоке Украины была возобновлена, несмотря на договоренности, достигнутые за несколько часов до того главами России, Украины, Германии и Франции (см. вчерашний "Ъ"). В ходе четырехсторонней телефонной конференции Владимир Путин и Петр Порошенко согласились добиваться двустороннего прекращения огня между Киевом и ополченцами. Кроме того, президент РФ предложил украинским пограничникам вместе с наблюдателями ОБСЕ мониторить границу со стороны РФ в районе погранпунктов, занятых ополченцами.
Вслед за этим свою телефонную конференцию провели главы МИДов четырех стран. Они даже согласовали декларацию о поддержке выдвинутых президентами инициатив, однако, как рассказали вчера в российском внешнеполитическом ведомстве, "в последний момент украинская сторона отказалась от опубликования документа". На Смоленской площади выдвинули свою версию происшедшего. Упомянув о "других контактах в различных форматах", которые состоялись у властей Украины 30 июня, там предположили: "Изменение позиции Киева, включая объявление о непродлении режима перемирия, произошло не без влияния извне, вопреки позиции ведущих членов ЕС".
Российский МИД явно намекает на США. Незадолго до истечения срока перемирия представитель Госдепа Джен Псаки не стала призывать Киев к его продлению, заверив: США поддержат любое решение правительства Украины. А поздно ночью, уже после принятия решения о возобновлении огня, президент Порошенко провел новый раунд переговоров в четырехстороннем формате — только вместо Владимира Путина к разговору был приглашен госсекретарь США Джон Керри. Глава Украины заверил своих собеседников: Киев готов начать "политические переговоры без каких-либо дополнительных условий", если конфликтующие стороны начнут придерживаться мирного плана по урегулированию ситуации на востоке страны. Пока же, как считает господин Порошенко, говорить о соблюдении всех его требований ополченцами ДНР и ЛНР, а также властями РФ не приходится.
Вопрос о том, внесла ли Россия необходимый вклад в деэскалацию насилия на востоке Украины, вчера обсуждался и на заседании Совета ЕС на уровне постпредов стран-членов. Его участники признали, что Россия предприняла ряд шагов, которых от нее ждали в Брюсселе: поспособствовала освобождению заложников, включая международных наблюдателей, вступила в прямые переговоры на высшем уровне по урегулированию ситуации и согласилась с необходимостью эффективного контроля границы под наблюдением миссии ОБСЕ. По сути, не выполнено лишь одно требование из тех, что были выдвинуты в адрес Москвы в минувшую пятницу на саммите ЕС: несколько КПП на украинско-российской границе остаются под контролем ополченцев.
С учетом этого постпреды решили пока не расширять черный список российских чиновников и политиков, подпадающих под санкции ЕС, а также не созывать внеочередной саммит для введения экономических санкций против Москвы. Они договорились следить за развитием ситуации, продолжая подготовку новых санкций. Решение о наказании РФ может быть принято на следующем плановом заседании Совета ЕС 7 июля либо — в случае резкой эскалации конфликта на востоке Украины — в ходе внеочередной экстренной встречи.