Сборная России смотрелась неважно
Рейтингам чемпионата мира помешали поздние трансляции
Матчи чемпионата мира с участием российской сборной привлекли меньшую аудиторию, чем предыдущие крупные футбольные первенства. Это связано не только с качеством игры команды, но в первую очередь — с поздним началом трансляций. По этой же причине ниже, чем обычно, окажется и рейтинг финала, даже если в него выйдут любимые россиянами сборные Бразилии и Нидерландов, прогнозируют рекламные агентства.
Из трех игр сборной России на продолжающемся чемпионате мира в Бразилии больше всего российских телезрителей привлек матч с Бельгией, закончившийся минимальной победой последней, следует из подсчетов агентства Initiative на основе данных TNS Russia. Его прямую трансляцию на "России 1" посмотрели 6,985 млн россиян старше четырех лет в городах с населением от 100 тыс. человек. Таким образом, с рейтингом 10,3% он стал лишь 19-м по аудитории среди всех матчей сборных команд, транслировавшихся на российском ТВ, начиная с чемпионата мира 2002 года. Рекордный рейтинг — 25,1% — у игры России с Испанией в полуфинале Евро-2008, закончившейся разгромом нашей команды.
Чемпионат, проходящий с 12 июня по 13 июля в 12 городах Бразилии, в России транслируют "Первый канал" и ВГТРК. Сборная России, не участвовавшая в этом турнире с 2002 года, играла в группе Н, где ее соперниками были команды Бельгии, Южной Кореи и Алжира. Матч с Бельгией начался раньше остальных двух — в 20:00 по Москве.
Начавшийся в два часа ночи стартовый матч с Южной Кореей посмотрели 2,789 млн россиян (рейтинг 4,09%), или 50% всей аудитории, в этот момент смотревшей телевизор. Последний поединок с Алжиром, показанный по "Первому" в полночь, смотрели 5,315 млн человек (рейтинг 7,8%, доля 44,52%). Ничья с этой командой не позволила команде Фабио Капелло выйти из группы.
Телесмотрение матчей сборной заметно снизилось по сравнению с Евро-2012, указывает медиа-директор Initiative Эльмира Сабитова: на турнире двухлетней давности средний рейтинг ее игр составлял около 10% по сравнению с нынешними 7%. Но в 2012 году все три игры начинались в прайм-тайм — 22:00-23:00, а в этом на удобное для зрителей время выпал лишь матч с Бельгией, напоминает она. Аналитик "Чемпионат.com" Сергей Корытов соглашается, что интерес россиян постепенно снижается с 2002 года. Так, игру России с Японией на групповом этапе ЧМ-2002, закончившуюся проигрышем 0:1 и беспорядками на Манежной площади, разными способами, включая спорт-бары и интернет, посмотрели 45 млн россиян, утверждает он. Матч с Южной Кореей, по аналогичным оценкам, могли посмотреть 8,5 млн человек, из них больше 2 млн пришлось на повторы на "России 2".
Руководитель дирекции спортивных программ ВГТРК Александр Тащин говорит, что рейтинги "России 1" полностью оправдывают ожидания: "Мы именно такие цифры и предполагали, очень ими довольны". Сам чемпионат во многом зрелищнее, чем все предыдущие, хотя позднее время всех трансляций действительно не способствует рейтингам, соглашается он. Впрочем, ВГТРК, по его словам, повезло: основные игры начинались в 20:00 или 23:00. Представитель "Первого канала" не стал комментировать рейтинги ЧМ.
Рейтинг финала, который начнется 13 июля по "Первому" в 23:00 по Москве, в этом году также может оказаться ниже, чем раньше. По оценке Initiative, из-за относительно поздней трансляции его посмотрят примерно на 15% меньше зрителей, чем аналогичный матч между Испанией и Нидерландами четырехлетней давности. Максимальную аудиторию может привлечь выход в финал сборных Бразилии и Нидерландов — игры с их участием смотрят, как правило, соответственно на 8% и 10% больше россиян, чем в среднем приходится на матчи в аналогичном временном интервале. Таким образом, если одна из этих команд окажется в финале, рейтинг финала по Москве и России может оказаться на уровне 10-12%.
В целом в России доля так называемых патриотов, то есть зрителей, которые смотрят только матчи с участием своей национальной сборной, находится примерно на уровне среднего значения по миру — около 53%, отмечает Initiative. Еще 33% начинают смотреть чемпионат только со стадии play-off, и только 13% входят в категорию "заядлых любителей", готовых смотреть любые игры. Наибольшая доля зрителей, интересующихся исключительно своей сборной,— в Южной Корее (80%). А большего всего зрителей, готовых смотреть все матчи подряд,— в США (39%).