Слом сознания
Дополненная реальность изменит привычную картину мира, подобно тому, как это сделал интернет 20 лет назад. Евгений Фонталин, генеральный директор «Бюро Пирогова», выяснил, когда это произойдет.
«Здорово!», «Супер!», «Круто!», «Фантастика!»… При первом знакомстве с возможностями технологии дополненной реальности люди высказываются весьма эмоционально. Почему? Потому что за 20 последних лет мы привыкли к виртуальной реальности: интернет перестал казаться чудом. Но вместе с этим мы усвоили тезис, что виртуальный и реальный миры не пересекаются: офлайн и диджитал в нашем сознании живут, как две прямые, всегда параллельно. Однако технология дополненной реальности делает шаг вперед и стирает границы между ними, давая возможность не только внедрять виртуальные объекты в реальное окружение, но и создавать интерактив между ними. Применение технологии делает возможным совершенно иной уровень получения информации и взаимодействия с ней.
Дополненная реальность — один из самых впечатляющих, многогранных и перспективных трендов в мире IT. Уже сейчас очевидно, что за augmented reality (AR) будущее, и в технологию будут вкладывать немалые деньги представители очень многих отраслей бизнеса и государственных институтов. Мы тоже влюбились в тренд и в этом году выделили дополненную реальность в отдельное направление деятельности компании (ar.pirogov.ru). Однако наступление «эры дополненной реальности» на рынке сегодня сдерживают несколько факторов — мы насчитали пять. Теперь давайте разберемся, почему так и что с этим делать.
1. Незрелость
Как и все новые технологии, дополненная реальность вышла на рынок, когда он жил еще «в каменном веке». Появившись в России в 2009 году, тренд быстро вызвал интерес за счет wow-эффекта. Но уровень проникновения смартфонов, планшетов и мобильного интернета тогда не позволял использовать возможности технологии, суть которой в мобильности.
В тот кризисный год бизнес решал краткосрочные задачи, и инвестировать в неизвестные решения для большинства было неприемлемо. В результате ажиотаж начал несколько угасать, технология не успела продемонстрировать свою бизнес-ценность, а к дополненной реальности стали относиться с опаской и некоторым скепсисом на уровне «Забавно, ну а дальше-то что?».
Тренд сегодняшнего дня — получение business value от применения дополненной реальности, ведь задача любой технологии — облегчать жизнь людям и помогать бизнесу зарабатывать деньги.
2. Лишние действия
Пока не получается перенестись в дополненную реальность «в один клик». Для взаимодействия с технологией обязательно наличие специальной программы или приложения, установленных заранее на устройстве.
Традиционный сценарий выглядит так. При попадании в зону видимости веб-камеры планшета или смартфона, маркер (например, картинка) преображается на экране устройства в «дополненную реальность» — 3D-объект, анимированный сюжет, видео, аудио, текст или что-то еще. И если с камерой и меткой проблем нет, то необходимость скачивать и устанавливать специальное программное обеспечение снижает мотивацию пользователей — и это преграда на пути вхождения дополненной реальности «в массы».
Да, решения, позволяющие обойти эту необходимость, развиваются. Это браузеры дополненной реальности — платформы, единожды установив которые в дальнейшем не придется всякий раз скачивать приложение. Подобно тому, как, пользуясь одним интернет-браузером, мы можем попадать на любые сайты. Самый простой пример — скранеры QR-кодов: скачав приложение один раз, в дальнейшем можно считывать любые коды.
3. Фантастика
Дополненная реальность дает простор воображению и способна вдохновить не только молодых стартаперов, но и весьма опытных инвесторов. Но бывает, что многообещающие стартапы, распиаренные на уровне государства, в которые вложены огромные деньги, так же громко сворачиваются. И Displair, устройство с интерактивным интерфейсом, проецируемым на облако пара, — недавний тому пример. Пользователь видит картинку, «висящую в воздухе», и, по задумке, с интерфейсом можно взаимодействовать как с реальным экраном, подключенным к интернету (подробнее о проекте Displair см. СФ №5/2013 и СФ №1-2/2014) .
Два года и $6 млн не хватило основателям Displair для создания готового работающего продукта и поставило под сомнение возможность реализации идеи в принципе.
В провалах нет ничего удивительного, они бывают в каждой отрасли. Однако это несколько подрывает доверие к технологии в целом. Поэтому сейчас бизнесу стоит вкладывать деньги в решения, уже опробованные, очевидные с точки зрения решения задач, окупаемости и целесообразности вложений.
4. Профессионалы
Найти человека, который смог бы сразу начать реализовывать проекты с дополненной реальностью, непросто. Например, не каждому под силу создать анимированную 3D-модель человека и заставить ее двигаться в реальности, точно как настоящую. Этим может заниматься высокого уровня программист с серьезным профильным образованием. И все равно ему нужно постоянно обучаться, тестировать новое в работе со сложными проектами.
В скором будущем будут разработаны стандартизированные программы, которые позволят решать поставленные задачи быстрее и эффективнее. В учебных программах уже появляются курсы, интенсивы, посвященные технологии дополненной реальности.
5. Затишье перед бурей
Три года назад корпорация Google объявила о создании очков дополненной реальности Google Glass — гаджета, который позволит создать эффект полного погружения в дополненную реальность и освободит руки, занятые при работе с экраном любого другого устройства. Грамотный планомерный пиар Google Glass в течение последних лет подготавливает массовое сознание к появлению дополненной реальности и уже заинтриговал весь ИТ-мир.
Полноценное появление Google Glass на рынке станет сигналом для мощного развития технологии дополненной реальности для разных устройств — привычных планшетов и смартфонов и, конечно, носимых гаджетов. Этот самый момент и даст карт-бланш тем, кто собирается преуспеть на этом рынке.
Будущее без вопросов
Международный бизнес все активнее пробует технологию на себе: «живые» каталоги IKEA-2014, используя которые можно «примерить» мебель в своей квартире, или кампания с Volvo S60, в которой пользователю предлагалось «проехаться» в новой модели машины по трассе, смоделированной на основе реально окружающего пользователя пространства. Кейс с Volvo, кстати, уже доказал успешность маркетинговой кампании: официальные цифры — увеличение трафика на сайт на 293%, рост конверсии на 9,6%.
Кому необходимо идти за дополненной реальностью именно сейчас? Если мы говорим про традиционный бизнес, то это в первую очередь автомобилестроение, недвижимость, образование, ритейл, крупные государственные компании. Среди успешных примеров эффективного применения технологии — проект для «Росатома», реализованный «Бюро Пирогова».
Госкорпорация продает и строит атомные электростанции по всему миру. Для демонстрации клиентам своих объектов компания много лет использовала картонные макеты, при том что доставка одного такого макета на встречу с клиентом в Африке обходилась примерно в 1 млн руб. Добавьте сюда еще очевидные минусы — короткий срок службы, немасштабируемость и амортизация образцов.
Анимированный 3D-макет в дополненной реальности позволил «Росатому» сократить расходы на логистику на несколько десятков миллионов рублей в год. Кроме того, компания получила вирусный эффект, не характерный для b2b: люди, далекие от ядерной отрасли, скачивают приложения, смотрят и изучают объекты.
Бесплатные приложения доступны на iOS и Android. После установки и запуска следует навести камеру на метку, которая моментально преобразуется в 3D-макет.
Послесловие
С релизом Google Glass и дальнейшим развитием мобильных технологий в 2015–2016 годах рынок дополненной реальности будет расти экспоненциально. Постепенно технология войдет во многие сферы деятельности человека. Способы монетизации и возможности применения дополненной реальности разнообразны и огромны, а потенциал в настоящее время невозможно вообразить. Найти свою нишу и преуспеть с помощью технологии сегодня представляется возможным как представителям клиентской стороны, так и разработчикам и создателям стартапов.
В следующей колонке я поделюсь своим видением наиболее перспективных применений дополненной реальности в бизнесе, а также способов монетизации.
Другие колонки Евгения Фонталина, генерального директора «Бюро Пирогова»:
На чем держится бизнес digital-агентства // «Большинство веб-студий — это сферический конь в вакууме»