"Людям важно увидеть ребенка"
Ольга Алленова беседует с руководителем интернет-портала «Усыновите.ру» Арменом Поповым
Руководитель интернет-портала "Усыновите.ру", директор Центра развития социальных проектов Армен Попов рассказал "Огоньку", как меняется в России культура усыновления
— В сиротской системе начались реформы. Почему система существовала десятилетиями и только после "закона Димы Яковлева", на волне общественного протеста, начались сдвиги?
— На самом деле государство начало уделять серьезное внимание этой проблеме еще в 2006 году. Тогда эта тема впервые прозвучала в послании президента Федеральному собранию. Но и до этого много говорили о необходимости реформирования системы. И в ряде регионов уже был удачный опыт — там поняли, что выгоднее платить пособие приемным семьям, чем содержать ребенка в детском доме. По легенде, эту идею до президента донес Зурабов, который был тогда министром здравоохранения и который, как известно, сам приемный отец.
Почему я говорю об этом так уверенно? В 2005 году по инициативе нашей организации Министерством образования и науки РФ был создан интернет-портал "Усыновите.ру", с федеральным банком данных о детях-сиротах. До этого база данных была закрытой, а уже с 2005 года любой пользователь интернета мог войти на сайт и начать поиск ребенка. Мы на сайте ежедневно мониторили СМИ по стране. Так вот после выступления президента интерес к теме усыновления резко вырос. И для профессионального сообщества это важная веха. С этого времени начались выплаты пособий приемным семьям, стала формироваться новая система, со всеми плюсами и минусами.
— Вы хотите сказать, что эти реформы не связаны с "законом Димы Яковлева"?
— Я глубоко убежден, что ребенку все равно, в какой стране жить, главное — чтобы у него были мама с папой. Закон этот имеет политическую подоплеку, но здесь важно понимать две вещи. Одновременно с ним был подписан указ президента, стимулирующий процесс внутрироссийского семейного устройства детей-сирот. Те указы, которые были приняты за неполные 2 года, кардинально изменили картину. Например, были сняты ограничения по жилой площади для опекунов или приемных родителей. Начаты выплаты за устройство в семьи взрослых детей. Но самое главное — произошел сдвиг в общественном сознании. Эта тема попала в центр общественного внимания. И вот результат: в 2012 году у нас в банке данных было 130 тысяч детей, сегодня — 99 тысяч.
Сейчас мы ждем новых перемен. Только что вышло постановление правительства о реформе детских сиротских учреждений, в разработке которого, кстати, широко участвовали НКО. Предполагается, что детские дома станут компактными, семейного типа, и дети в таких детских домах будут более адаптированными, и в семьи будет уходить больше детей. В прошлом году наш центр помогал Минобразования проводить Всероссийский форум приемных семей, туда были приглашены около тысячи приемных семей со всей России. Кстати, министр образования Ливанов тоже приемный отец. Важно было выстроить диалог между стихийно сложившимся сообществом приемных семей и государством. Большую роль в этом сыграла Ольга Баталина, депутат Госдумы, которая внесла в Закон об образовании поправки о льготах при поступлении детей-сирот в вузы и еще целый ряд законодательных инициатив.
— Вот работали с американскими семьями. Почему там детей с инвалидностью усыновляют, а у нас — нет?
— Мы сейчас в начале пути. Уверен: через какое-то время у нас станут и больше усыновлять, и больше брать детей с инвалидностью.
Ведь на Западе культура усыновления формировалась десятилетия. Я в первый раз попал в Америку в 1992 году. Я тогда работал в организации, которая помогала работникам социальной сферы перенимать международный опыт. И мы приехали в семью, которая некоторое время назад взяла ребенка из России. Семья была очень простой. Наша делегация все обошла, посмотрела: замечательная ухоженная девочка, в ее комнате игрушки, в доме собака. Потом семья сказала, что нас ждет барбекю, на который приглашены мы и соседи. Наши чиновники напряглись: "А разве соседи знают, что ребенок усыновлен?" "Конечно,— отвечают.— Мы всем сказали, что уезжаем в Россию за ребенком. И когда мы вернулись, на соседних домах были вывешены американские и российские флаги, а через улицу был протянут транспарант: "Мегги, велком хоум"".
Вот такая культура. А у нас в то время была культура имитации беременности. И усыновляли только тогда, когда физиологически не могли иметь детей. И от ребенка всю жизнь скрывали его происхождение.
Сейчас сознание людей меняется. На форуме приемных семей, о котором я уже говорил, выступали разные люди. И вот что интересно. Те, что постарше, говорили о системе материальной поддержки, о пособиях, льготах. А молодых родителей больше волновали психологические проблемы, как наладить диалог, как помочь детям и родителям. Новое поколение уже рассчитывает больше на себя, понимает, что надо работать, чтобы детям дать образование, вывезти их на море, сходить с ними в театр. Когда таких людей становится больше, детей в детских домах становится меньше.
— А мотивация приемных родителей важна?
— Очень. Для чего человек берет в семью ребенка? Чтобы решить свои проблемы? Наладить отношения с мужем? Получить заботливого ангелочка вместо выросших и "неблагодарных" детей? Ничего не выйдет. А если ты берешь ребенка, потому что у тебя всего много — любви, терпения, заботы, желания помочь, или если тебе просто понравился какой-то ребенок, это совсем другое.
Мы с Московским домом музыки проводили конкурс творчества детей-сирот из разных регионов. Но там в театральном зале 500 зрительских мест. Кем их заполнить? И мы пригласили людей, которые посещали школы приемных родителей и готовились принять в семью ребенка. И так вышло, что три счастливые встречи там случились — родители увидели детей на сцене. А в этом году уже 8 детей привлекли внимание приемных родителей. Людям важно увидеть ребенка, понять его, почувствовать.
Так возникла наша идея о сайте, на котором потенциальный усыновитель сможет именно "познакомиться" с ребенком. Да, у нас на "Усыновите.ру" появляется информация о детях. Но не все проблемы можно решить с помощью сайта. Например, в некоторых регионах, которые направляют данные в федеральную базу, очень халатно относятся к фотографированию детей. И там такие фотографии... Но заставить каждый детский дом провести съемку мы не можем. Региональный банк данных подчиняется областным администрациям, а не Минобразования, и он скажет, что денег на съемку нет. Вообще-то у каждого регионального оператора банка данных должен быть свой сайт с базой данных детей этого региона. Но не везде такие сайты существуют. Даже у Москвы, как ни странно, не было своего сайта. А теперь будет. Когда в Департаменте соцзащиты населения Москвы принималось решение о создании такого сайта, сразу ставилась задача сделать его максимально информационно наполненным. Так возник сайт "Усынови-Москва.ру".
Там у каждого ребенка будет свое портфолио с хорошими фотографиями и видеопаспортом. Видео — это важно. Человек, который видит и слышит ребенка, воспринимает его иначе, может оценить, как ребенок себя ведет, как рассуждает, как улыбается, какие вообще у него особенности. Может, он, как вы в детстве, чешет макушку? Для пользователя проще, когда вся информация стекается на один ресурс. Поэтому мы договорились с НКО вместе работать над проектом "Усынови-Москва.ру", туда они будут выкладывать свою информацию. Кроме портфолио ребенка там расписаны все меры поддержки приемной семьи, есть информация обо всех детских домах, органах опеки, школах приемных родителей. Там же электронная запись на прием к специалисту — эта помощь позволит сэкономить время при оформлении документов на ребенка. На сайте же можно будет получить консультацию психолога.