Метро продлят через суд
Смольный оспорит решение УФАС, отменившего три конкурса по строительству подземки
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры решил обжаловать в суде решение регионального УФАС об отмене конкурсов на продление Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линий метро в Петербурге на сумму в 940 млн рублей. Эксперты полагают, что, если ведомство добьется принятия судом обеспечительных мер, город все же сможет выбрать подрядчика. В Смольном опасаются, что затягивание судебных разбирательств приведет к переносу сроков открытия новых станций.
Вчера комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) подал три иска в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти на решение регионального Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по отмене конкурсов на начало строительства продолжения Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линий метро стоимостью 940 млн рублей.
Речь идет о конкурсах, которые были объявлены городом в начале лета: на инженерную подготовку территории строительства Лахтинско-Правобережной линии для станций "Театральная" и "Большой проспект", максимальная стоимость которого оценивается в 494 млн рублей, а также на инженерную подготовку территории строительства Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станции "Беговая" с промежуточной станцией "Новокрестовская" стоимостью 259 млн рублей, на подготовку строительных площадок этого же участка за 187 млн рублей.
Антимонопольное ведомство аннулировало конкурсы сразу после процедуры вскрытия конвертов с участниками. Причиной послужила жалоба малоизвестного на рынке ООО "Лэндпорт". Компания нашла ряд нарушений со стороны профильного ведомства. В частности, по мнению заявителя, у заказчика не было оснований для проведения конкурса с ограниченным участием, также КРТИ неправомерно требовал от участников свидетельства о допуске к строительству и ремонту метро и не разместил на сайте проектную документацию.
После того как антимонопольное ведомство объявило о своем решении, конкурсная комиссия все же провела второе заседание, на котором отсеяла часть претендентов. В комитете пояснили, что встреча прошла еще до того, как было получено официальное предписание УФАС.
В итоге в тендере на вынос сетей на Лахтинско-Правобережной линии из четырех претендентов осталось только два — "Метрострой" и "ПРиСС". Заявки "СМУ N 303" и "Асфальтобетонный завод N 1" не прошли квалификационный отбор. На победу в конкурсе на инженерную подготовку территорий продолжения Невско-Василеостровской линии также претендуют два участника — "Метрострой" и "УСК "Мост"" Геннадия Тимченко, отсев не прошли "СМУ N 303", "Асфальтобетонный завод N 1" и "ПРиСС".
В тендере на подготовку стройплощадок для этой же линии осталось три участника: "Метрострой", "УСК "Мост"" и петербургское ЗАО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство", связанное со структурами Олега Дерипаски. Еще один участник, "ПР и СС", этап отбора не прошел.
В Смольном надеются на принятие обеспечительных мер на время судебных разбирательств (то есть если суд примет сторону заказчика, КРТИ разрешат закончить конкурсные процедуры и заключить контракт). В противном случае ведомству придется проводить конкурсные процедуры повторно.
Представители УФАС заявили, что ведомство пока не комментирует ситуацию.
Управляющий партнер юридической фирмы "Дювернуа Лигал" Егор Носков отмечает, что, согласно сложившейся практике, с момента подачи иска до вступления в силу решения суда может пройти до семи месяцев.
"Поэтому если КРТИ получит обеспечительные меры в суде, то за семь месяцев уже начнутся работы и, соответственно, часть средств уже будет освоена подрядчиком. Эти деньги не вернутся даже в том случае, если УФАС докажет свою правоту в суде. То есть фактически подрядчик сможет абсолютно в законном порядке претендовать на часть выполненных работ до момента признания конкурса и контракта недействительным. Очевидно, в КРТИ рассудили, что за семь месяцев уже значительная часть средств будет освоена и это стоит того, чтобы вступить в открытый конфликт с антимонопольной службой", — рассуждает эксперт.
"Город заинтересован в том, чтобы как можно быстрее заключить госконтракты по подготовке территорий. Сейчас перед нами ставится задача в первую очередь не затягивать с продлением Невско-Василеостровской линии с тем, чтобы можно было вовремя открыть новые станции", — сообщил "Ъ" источник в Смольном. Напомним, ранее губернатор Георгий Полтавченко обещал, что станция "Новокрестовская" будет сдана в эксплуатацию к 2017 году.