Слияние по полету
ОАО «Эйр Самара» получило сертификат эксплуатанта и может объединиться с MetroJet
Региональная авиакомпания «Эйр Самара» получила сертификат эксплуатанта и, соответственно, имеет право совершать полеты. Об этом „Ъ“ сообщили вчера в пресс-службе Росавиации. Ранее правительство региона, которое является владельцем перевозчика, заявляло о планах по слиянию «Эйр Самары» и «Авиакомпании «Когалымавиа». Правда, на данный момент никаких изменений не произошло. По мнению аналитиков „Ъ“, вне зависимости от того, произойдет слияние или нет, теперь «Эйр Самара» необходимо включиться в программу региональных авиаперевозок, что может быть не очень просто, с учетом того, что интересующие перевозчика маршруты могут быть уже заняты другими операторами.
Как стало известно „Ъ“, региональный авиаперевозчик «Эйр Самара» получил сертификат эксплуатанта (официальный документ, разрешающий осуществление воздушных перевозок и авиационные работы). Об этом „Ъ“ сообщили в пресс-службе Росавиации. Ранее пресс-служба правительства региона сообщала, что вопрос получения ОАО «Эйр Самара» сертификата эксплуатанта врио губернатора Самарской области Николай Меркушкин обсуждал с министром транспорта РФ Максимом Соколовым. «Совместно с представителями Росавиации принято решение завершить все необходимые работы до 1 июля этого года», — говорилось в сообщении.
• ОАО «Эйр Самара» создано в июле 2010 года. 67,27% акций принадлежит министерству имущества Самарской области. 32,7 — ОАО «Самараоблавтотранс». Уставной капитал «Эйр Самара» составляет 155,9 млн рублей.
Напомним, долгое время ОАО «Эйр Самара» существовало только на бумаге: у авиакомпании не было ни одного самолета, отсутствовала лицензия на право осуществления воздушных перевозок, а в штате числился только один человек — генеральный директор. Согласно первоначальным планам, «Эйр Самара» должна была начать полеты весной 2011 года, позже назывался срок до зимы 2013 года.
Изначально власти Самарской области планировали летать по сертификату «Мордовских авиалиний», с которыми планировалось объединить самарского перевозчика. Однако в феврале прошлого года Росавиация аннулировала у мордовского перевозчика лицензию, а идея слияния двух авиакомпаний сошла на нет.
В итоге в сентябре 2013 года правительство области приобрело по договору финансовой аренды (лизинга) для ОАО «Эйр Самара» три воздушных судна BeechcraftKingAir 350i, после чего авиакомпания подала документы в Росавиацию на получение сертификата эксплуатанта.
В апреле 2014 года озвучивались планы, согласно которым, ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» приобретет ОАО «Эйр Самара». Власти региона, в свою очередь, выкупят 25 % акций MetroJet. Тогда генеральный директор ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» Сергей Мордвинцев заявлял, что авиаперевозчик оставит филиал в Москве, однако новое юрлицо будет зарегистрировано в Самаре. Заявлялось, что объединенная авиакомпания будет работать под брендом «Эйр Самара». В планах руководства «Когалымавиа» была закупка в ближайшие три года для новой авиакомпании еще 10 самолетов большой вместимости, предположительно, марки Airbus, а также перевод части уже существующих воздушных судов MetroJet в Самару. В связи с этим власти региона решили отказаться от запланированной ранее закупки еще шести самолетов BeechcraftKingAir 350i для ОАО «Эйр Самара». Владелец «Когалымавиа» Исмаил Лепиев заявлял, что авиакомпания планирует довести пассажиропоток на самарских авиалиниях до трех млн человек в год (по итогам 2013 года пассажиропоток MetroJet составил 1,2 млн человек. — „Ъ“), и войти в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России.
• ООО «Авиакомпания «Когалым-авиа» работает на рынке авиаперевозок под брендом MetroJet и базируется в московском аэропорту «Домодедово». На сегодняшний день в парке воздушных судов MetroJet числится девять самолетов — два Airbus A320 и семь Airbus A321. Авиакомпания осуществляет как внутрироссийские, так и международные перевозки.
Однако, согласно списку аффилированных лиц, опубликованному ОАО «Эйр Самара» 2 июля 2014 года, владельцами общества по-прежнему являются региональные власти. Кроме того, в годовом отчете «Эйр Самара» за 2013 год в пункте, посвященном перспективам развития общества, не сказано ничего о планах по объединению с «Когалымавиа». Летать «Эйр Самара», согласно этому документу, планирует только в столицы субъектов ПФО и крупные города смежных регионов на самолетах Beechcraft King Air 350i. В апреле владелец «Когалымавиа» заявлял о планах по развитию перелетов в страны ближнего зарубежья, СНГ, а также по стратегическим направлениям — в Москву, Санкт-Петербург, Крым.
Эксперт в области авиации Андрей Крамаренко пояснил „Ъ“, что, в принципе, если бы авиакомпания «Когалымавиа» внесла в свой сертификат экспулатанта самолеты «Эйр Самары», то собственный сертификат данному перевозчику не понадобился бы. При этом, рассуждая о перспективах дальнейшего развития «Эйр Самары», он подчеркнул: «Бизнес на самолетах Beechcraft King Air 350i — это бизнес, который будет строиться исключительно на субсидиях. Как только закончатся субсидии, начнутся проблемы». В продолжение эксперт добавил, что, по его мнению, в создании регионального авиаперевозчика «Эйр Самара» в принципе не было никакой необходимости. «Данный проект я бы назвал просто амбициями региональных властей по созданию собственной авиакомпании. Решение о слиянии с «Когалымавиа» также вызывает множество вопросов. Данный перевозчик работает в специфическом нишевом бизнесе — исключительно на чартерных рейсах. То есть слияние «Эйр Самара» и «Когалымавиа», на мой взгляд, абсолютно бессмысленно», — подытожил господин Крамаренко, отметив, что теперь в любом случае «Эйр Самара» попытается каким-то образом встроиться в программу региональных авиаперевозок, получить маршруты, которые вполне уже могут быть заняты другими операторами.