Сладкие замыслы
«Рошен» в Липецке собирается увеличить выручку на 1 млрд рублей
Липецкие активы корпорации Roshen, все еще принадлежащей президенту Украины Петру Порошенко, в текущем году должны нарастить выручку с 2,157 млрд руб. до 3,11 млрд руб. Об этом говорится в отчете ОАО Липецкая кондитерская фабрика (ЛКФ) «Рошен» за прошлый год. Амбициозную задачу в компании считают выполнимой благодаря приросту объемов производства на 10% в 2013 году, хотя производство кондитерских изделий в целом по рынку выросло за тот же период лишь на 5,7%. Аналитики предупреждают, что намерениям фабрики могут помешать «политические причины».
Как сказано в перспективном плане развития компании на 2013-2015 годы (содержится в отчете), выручку, составившую за прошлый год 2,157 млрд руб., планируется нарастить до 3,11 млрд руб. в 2014-м и до 3,25 млрд руб. в 2015 году. Чистая прибыль ОАО ЛКФ «Рошен» за 2013 год составила 177,9 млн руб., прогнозные показатели на 2014 и 2015 годы — 150 млн руб. и 185 млн руб. соответственно. Дальнейшее развитие на фабрике связывают прежде всего со «значительными капвложениями» и «увеличением объема выпуска продукции».
Общие тенденции развития кондитерской отрасли в отчетном году ЛКФ оценивает как «умеренно оптимистичные». При этом, по мнению управленцев фабрики, тенденции ее развития выглядят «существенно лучше общеотраслевых». По итогам 2013 года ЛКФ выработано 132,7 тыс. т кондитерских изделий (120,1 тыс. т в 2012-м), выполнено услуг по переработке давальческого сырья на 2,158 млрд руб. (1,753 млрд руб.). Таким образом, темп роста объемов производства составил 110%, услуг — 123%. Всего, по данным компании, в 2013 году кондитерскими предприятиями России произведено 3,26 млн т (3,06 млн т в 2012-м), доля «Рошен» на этом рынке возросла с 3,93% в 2012-м до 6,09% в 2013 году. При этом объем производства карамели в 2013 году — 59,408 тыс. т, что составляет более 30,62% от объема выработанного кондитерскими предприятиями России (194 тыс. т). Напомним, что в Липецкой области фабрика является крупнейшим производителем кондитерских изделий.
Основной целью для фабрики, согласно отчету, является повышение эффективности производства, в строительство и модернизацию которого с 2002 по 2013 годы вложено более 8,1 млрд руб., в том числе в 2013 году — 2,46 млрд руб. В частности, по обособленному подразделению в селе Сенцово объем инвестиций составил 161,3 млн руб., по кондитерской площадке в Липецке — 84,4 млн руб. В строительство кондитерской фабрики и распределительного центра ОАО ЛКФ «Рошен» в селе Косыревка Липецкого района — 2,218 млрд руб. (всего с 2010-го — 3,573 млрд руб.).
Участники рынка критично отнеслись к планам Roshen в России. Так, председатель совета директоров кондитерского объединения «Славянка» Сергей Гусев считает, что увеличение мощности «абсолютно не актуально для кондитерского сегмента рынка»: «Сейчас у всех производителей остаются неиспользованными как минимум треть мощностей. Вообще пора подумать о патриотизме. Мы граждане России и должны потреблять отечественный продукт. Если будем покупать товары иностранных производителей, то объем рынка будет увеличиваться в их пользу, снижая прибыль российских предприятий». Президент НП «Гильдия пекарей и кондитеров Воронежской области», член комитета по предпринимательству общественной палаты региона Марина Лютикова высказала аналогичную точку зрения: «Возможно, “Рошен” увеличит производство, но реализовать продукцию будет сложно. Большинство россиян в связи с напряженной политической обстановкой принципиально откажутся покупать продукцию фабрики. Кроме того, сейчас в сегменте кондитерских изделий не лучшие времена. Рынок перенасыщен, мы наблюдаем сокращение малого бизнеса, уменьшение объемов потребления. Чтобы продвинуться на этом рынке, надо кого-то вытеснить с него, а это представляется мне сомнительным с учетом той же политической обстановки. Мне кажется, шанс на увеличение объемов производства фабрики стремится к нулю».
Впрочем, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин отмечает, что хотя «рынок кондитерских изделий весьма конкурентный, но, тем не менее, растущий». «На фоне расширения спроса по мере повышения уровня жизни эффективные игроки в среднесрочной перспективе вполне могут расширять долю рынка за счет модернизации, агрессивной ценовой и маркетинговой политики и других конкурентных преимуществ. В целом декларируемые планы компании по формальным оценкам вполне могут быть реализованы. Однако политический контекст, конечно, может негативно отразиться на позициях компании в России и сыграть существенную негативную роль в развитии предприятия. Вероятно, выходом из ситуации может стать обещанная смена собственника», — пояснил аналитик.
Напомним, что с июля 2013 года бизнес Roshen испытывает сложности на территории России. Тогда Роспотребнадзор объявил о запрете на ввоз продукции четырех украинских фабрик Roshen, сославшись на «уверенность в небезопасности продукции». А весной текущего года были заморожены 2,4 млрд руб. на счетах Roshen в РФ в качестве обеспечительных мер по иску «Объединенных кондитеров». Этот холдинг через суд добился выплаты от Roshen 211 млн руб. за незаконное использование торговой марки «Ласточка-певунья». Однако о снятии ареста с российских счетов не сообщалось. Вчера связаться с пресс-секретарем Roshen Инной Петренко не удалось, ее мобильный телефон не отвечал, как и номер фабрики в Липецке. Отметим, что после победы на выборах президента Украины в конце мая Петр Порошенко заявлял, что как можно скорее постарается продать свой бизнес.