"Любая страховая компания в любом случае пытается меньше платить"
Максимальный размер выплат по ОСАГО будет увеличен больше, чем в три раза. Госдума 2 июля приняла во втором, основном чтении поправки в закон об автостраховании. С 1 октября лимит выплат по ущербу будет увеличен со 120 до 400 тыс. руб. Заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто ответил на вопросы ведущих "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой и Максима Митченкова.
Возмещение можно будет получить как в виде денег, так и ремонта. А с 1 апреля до 500 тыс. поднимется порог компенсации по здоровью. Согласно поправкам, выплаты компенсаций автовладельцам будут увеличены за счет роста стоимости самой страховки. С 1 октября Центробанк поднимет базовые ставки ОСАГО максимум на 24%. В следующие полгода регулятор примет решение по дальнейшему повышению тарифов в связи с ростом выплат по жизни и здоровью.
Н.Ж.: Господин Моржаретто, как вы считаете, насколько серьезной нагрузкой станет увеличение базовых ставок ОСАГО на 24%, как обещают, с 1 октября?
И.М.: Не так страшно, как было сказано некоторое время назад, потому что обещали, грозились и на 70% увеличить, и на 100%, в общем, разговоры всякие ходили. Судя по опросам, которые я видел, их проводили самые разные компании, повышение на 24%, на 25%, до 30%, в общем, это то, что наши автомобилисты перенесут, хотя никому не нравится, когда надо платить больше.
М.М.: Конечно, ни у кого не вызывало сомнений, что 120 тыс. руб. — это очень мало, а 400 тыс. руб. достаточная сумма или нет?
И.М.: Средняя выплата у нас достаточно мала, по началу этого года у нас средняя сумма выплаты по железу порядка 30 тыс. руб. с небольшим. Понятно, что выплат все больше и больше, когда-то люди редко обращались, теперь все больше и больше, но все равно 30 тыс. руб. при лимите в 120 тыс. руб. — нормально.
М.М.: Но мы понимаем, что зачастую эти выплаты занижались.
И.М.: Безусловно, занижались и будут занижаться. Любая страховая компания в любом случае пытается меньше платить. Другое дело, что правила игры позволяли это делать, сейчас правила игры ужесточаются и появляются штрафы для компаний, которые занижают выплаты или их задерживают каким-то образом. Появляются более жесткие сроки, совсем жесткие, в течение которых компания мирно должна договориться с пострадавшим, прийти к какому-то компромиссу, и только после этого она идет в суд. Правила прописываются более четко, чем они были прописаны раньше.
Н.Ж.: Как вы считаете, увеличится ли количество судебных споров в связи с тем, что поднимается этот порог, люди будут хотеть получить больше, у них появится возможность до 400 тыс. руб., и компании, как обычно, будут занижать?
И.М.: Суть этих поправок в том, чтобы уменьшить число судебных споров. В частности, было очень много таких вещей, появилась целая каста людей, класс людей — автоюристы, которые сразу после ДТП перекупали у потерпевших за небольшую сумму обязательства перед страховой компанией и тут же начинали судиться, профессиональные люди, которые зарабатывали на этом деньги. И с этим связано было очень большое количество судебных исков, потому что люди даже не шли в свою страховую компанию, опасаясь, что их там кинут или заплатят мало, лучше я сразу получу небольшую сумму от автоюриста, а там дальше пусть он и разбирается.
Один из пунктов поправок был связан с тем, что дается время, человек просто обязан прийти в свою страховую компании в течение какого-то срока, 30 дней, по-моему, попытаться решить с ней вопрос, если нет, тогда подключаются уже автоюристы, и страховая компания налетает на большую сумму.
М.М.: Еще про страховые компании хочу спросить, потому что очень много ходит разговоров, что на них большая нагрузка. При максимальной выплате всего в 120 тыс. руб., это убыточный для них бизнес, а сейчас, когда повысили страховые выплаты до 400 тыс. руб., и говорить не о чем. Или это все разговоры в пользу бедных?
И.М.: Там на самом деле есть проблемы во многих страховых компаниях во многих регионах. Не во всех, примерно в половине регионов есть действительно большие проблемы, большой вал обращений, крупные суммы взимаются. В основном, в районах Сибири и Дальнего Востока. И там страхование стало убыточным. Говорят, что, если повышение произойдет на 25%, как нам обещают, некие более цивилизованные правила игры, то бизнес если не станет совсем прибыльным, то хотя бы не убыточным. Посмотрим по итогам, потому что цифру 25% взяли не с потолка, а рассчитали две компании — российская и английская. Плюс проводилось, насколько я знаю, несколько серьезных соцопросов, которые показали, что такое повышение не очень больно ударит по автомобилистам, при этом даст возможность страховым компаниям наладить какую-то работу цивилизованную.
М.М.: Компания, где я страховал свою машину, месяца три или четыре назад прекратила страховать автомобили, потому что бизнес убыточный.
И.М.: Много мелких компаний, которые занялись этим в свое время на волне интереса к ОСАГО как бизнесу, занялись только этим видом страхования, в течение этих 11 лет, пока существует система, закрылись, потому что не потянули. Видимо, идет к тому, что через какое-то время у нас на рынке останется только несколько крупных компаний, как и во всем мире, на этом рынке работают только те компании, у которых несколько видов страхования, и плюс они имеют филиальную сеть по России, так, как в Германии, как и в любой стране. Мелкие компании в этом бизнесе не очень выживают.