Тюмени определят линию
СвЖД запускает новый проект городских электричек
Для развития городской электрички в Тюмени потребуется построить новую железнодорожную линию протяженностью 20 км. Стоимость проекта может составить 3,2 млрд рублей. Предполагается, что электричка соединит коттеджный поселок «Утяшево» с юго-восточным районом Тюмени Войновка. Между тем в Екатеринбурге городская электричка не пользуется спросом, поэтому ее маршрут был сокращен в 2013 году.
Как рассказали „Ъ” в пресс-службе Свердловской железной дороги (СвЖД, филиал ОАО «Российские железные дороги»), в Тюмени планируется создать маршрут городской электрички, чтобы разгрузить улично-дорожную сеть. «СвЖД, ОАО „Свердловская пригородная компания” (СПК), Главное управление строительства (ГУС) Тюменской области подготовили предварительные расчеты для проекта „Городской электропоезд в Тюмени”. Предполагается, что на участке Утяшево — Тюмень — Войновка необходимо организовать курсирование до 15 пар поездов в сутки, время в пути составит 25–30 минут»,— пояснили в пресс-службе. Таким образом, маршрут обеспечит перевозки со станции около коттеджного поселка «Утяшево» до железнодорожного вокзала Тюмени и до юго-восточного микрорайона Войновка.
Для полноценного запуска проекта Тюмени потребуется строительство третьей железнодорожной линии протяженностью 20,7 км, так как на действующих линиях нет резерва пропускных способностей. Пока что по этому маршруту работают только четыре поезда. «С 1 июня текущего года жители города уже могут утром и вечером отправиться по данному маршруту с пятью промежуточными станциями»,— пояснили „Ъ” в главном управлении строительства области. В ГУС добавили, что сейчас обсуждается механизм субсидирования, чтобы стоимость проезда на электричке держалась на уровне цен общественного транспорта. Пока стоимость проезда для пассажиров составляет до 38 рублей между крайними пунктами. «Будет разработана единая тарифная зона, которая позволит сделать единой стоимость проезда на всем маршруте городской электрички»,— уточнили в управлении.
На строительство новой линии потребуется 3,2 млрд рублей, поэтому Тюменская область намерена привлечь федеральное финансирование. Правительство региона обратилось в Минтранс России о включении затрат в подпрограмму федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». «Предоставление земельных участков и вынос необходимых коммуникаций при строительстве нового железнодорожного пути могут быть обеспечены за счет средств РЖД»,— пояснили в пресс-службе СвЖД.
«Сейчас только начнутся подсчеты, какой пассажиропоток будет у данной линии. На текущий момент объем перевозок на пригородных маршрутах составляет от 1 тыс. человек в сутки»,— пояснил „Ъ” директор ООО «Инновационный научный центр Академии транспорта» Дмитрий Брусянин. Компания планирует до конца 2014 года разработать концепцию проекта, которая определит параметры финансирования и сроки реализации.
Руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Мазур полагает, что доля финансирования РЖД в виде подготовки территории может составить до 65–75%, областного бюджета — 20–25%, федерального — 5–10%. «При условии субсидирования государства на эксплуатационной стадии срок окупаемости можно сократить до 15–18 лет. Возможно использование электричек „Ласточка” (производства завода «Уральские локомотивы» — совместное предприятие группы «Синара» и корпорации «Сименс»), стоимость пяти составов может составить до 2,3 млрд рублей»,— добавил господин Мазур.
Между тем в Екатеринбурге городские электрички оказались невостребованными. Проект был реализован в 2005–2008 годах по инициативе первого губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Осенью 2013 года были ликвидированы четыре экспресса между Екатеринбургом и аэропортом Кольцово, а также две городские электрички, связывающие станции Екатеринбург-Пассажирский, Керамик и Екатеринбург-Сортировочный. Свердловское министерство транспорта сократило сеть из-за низкого пассажиропотока, так как заполняемость составляла около 10%.