НМТП меняет рулевого

«Транснефть» и «Сумма» меняют гендиректора порта

В преддверии раздела активов группы ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) между «Транснефтью» и группой «Сумма» Зиявудина Магомедова совет директоров НМТП решил сменить гендиректора. Предполагается, что группу вместо Юрия Матвиенко возглавит работающий в структурах НМТП Султан Батов. Это решение еще должно быть утверждено на собрании акционеров, за созыв которого проголосовали представители обоих ключевых акционеров НМТП.

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

Вчера на заочном заседании совета директоров НМТП было решено вернуть пост первого заместителя гендиректора группы и назначить на это место Султана Батова, сообщил «Интерфакс» и подтвердили источники “Ъ”. Но Султан Батов останется на этой должности недолго: на август назначено внеочередное собрание акционеров, на котором его должны выбрать новым гендиректором НМТП вместо занимающего этот пост сейчас Юрия Матвиенко. Этот вопрос также был согласован советом директоров, а кандидатура господина Батова включена в повестку собрания, уточняют собеседники “Ъ”. Они отмечают, что в голосовании принимали пять человек: три директора от «Транснефти» и два — от группы «Сумма» и все они поддержали смену главы НМТП. Члены совета директоров от государства (владеет 20% акций порта) в лице представителя Росимущества (замначальника управления агентства Виталий Сергейчук) и представителя «золотой акции» (заместитель главы Минтранса Виктор Олерский) не успели прислать свою позицию, уточняет источник “Ъ”. Инициатива смены гендиректора НМТП исходила от группы «Сумма», говорит собеседник “Ъ”.

В группе «Сумма» отказались комментировать результаты заседания совета директоров. Но в «Транснефти» заявили “Ъ”, что кандидатура Султана Батова на совете директоров «не обсуждалась», вопросы проведения собрания акционеров в компании не комментируют. «Позиция “Суммы” известна и понятна, позиция представителей государства нам неизвестна»,— добавил представитель «Транснефти». Один из источников “Ъ” подтверждает, что конечного решения об отставке Юрия Матвиенко нет, но, по его словам, голос «Транснефти» будет совпадать с позицией государства. Но группа «Сумма» и «Транснефть» являются акционерами НМТП через СП (владеет 50,1% акций группы, еще 10,5% — у структуры «Транснефти» ЗАО «Транснефть-Сервис», 5,3% — у ОАО РЖД), поэтому их позиция на собрании акционеров также не может отличаться, напоминает другой источник “Ъ”. Он замечает, что смена основного топ-менеджера НМТП неизбежна в условиях предстоящего раздела активов между «Транснефтью» и «Суммой», стороны согласовали это решение.

Как сообщал ранее “Ъ”, «Транснефть» и «Сумма» объявили о разделе бизнеса в конце прошлого года: госкомпания заберет наливные активы, а «Сумма» получит насыпные мощности, причем последней будет выплачена некая компенсация. При этом «Сумма» выкупит долю «Транснефти», получив в свое распоряжение более 60% акций. Впрочем, отмечает один из собеседников “Ъ”, процесс раздела активов может занять несколько месяцев, и непонятно, почему именно сейчас понадобилось заменить главу НМТП. Напомним, что схема еще окончательно не получила одобрения в правительстве.

Юрий Матвиенко занял этот пост в результате разгоревшегося в феврале 2013 года конфликта между «Транснефтью» и «Суммой». Его кандидатуру предложила тогда «Транснефть», в структуре которой («Балттранссервис») он работал до прихода в НМТП в 2011 году. Источники “Ъ” говорят, что дальнейшее пребывание господина Матвиенко в НМТП остается под вопросом. «Официально ему никто не делал каких-либо предложений занять тот или иной пост, но, если он согласится стать советником Батова, никто возражать не будет»,— добавляет один из собеседников “Ъ”.

Султан Батов работает в группе НМТП с 2002 года, возглавляя калининградскую Балтийскую стивидорную компанию. По словам источников “Ъ”, наиболее компетентного специалиста в контейнерном бизнесе не найти. За время его работы перевалка контейнеров увеличилась с 50 тыс. до 400 тыс. TEU, говорит один из источников “Ъ”. Профессионализм господина Батова в контейнерных перевозках подтверждает и другой собеседник “Ъ”, но, по его словам, у него нет нужного опыта в работе с другой номенклатурой грузов и таким большим портом, как НМТП.

Михаил Бурмистров из «Infoline-Аналитика» считает, что смена главы НМТП может быть связана с желанием акционеров утвердить на этой должности компромиссную фигуру, которая будет устраивать обе стороны на момент раздела бизнеса между «Транснефтью» и «Суммой». Вполне вероятно, предполагает аналитик, что стороны оказывают «услугу за услугой» и «Транснефть» согласилась на предложение «Суммы» на выгодных для нее условиях.

Юлия Галлямова

Вся лента