4 августа 1901 года родился трубач, актер и шоумен, один из новаторов джаза Луи Армстронг. «Случилось так, что джаз и я одновременно родились в Новом Орлеане, росли бок о бок, вместе плавали вверх по Миссисипи»,— говорил он. Как делалась джазовая революция — в фотогалерее «Ъ».
Луи Армстронг родился в 1901 году в бедном негритянском районе Нового Орлеана. Когда его отец ушел из семьи, мать занялась проституцией. В семь лет Армстронг стал помогать по дому в семье торговцев углем Карнофски — евреев, иммигрировавших из России. Именно они дали денег Армстронгу на покупку корнета, его первого музыкального инструмента
Фото: AP
«Королем всех музыкантов был Джо Оливер, прекраснейший из трубачей, когда-либо игравших в Новом Орлеане. Тогда, в возрасте пяти лет, я еще не играл на трубе, но в этом инструменте было что-то такое, что привлекало мое ухо. Я научился чувствовать разницу между Бадди Болденом, Кингом Оливером и Банком Джонсоном»
Фото: AP
В раннем возрасте Армстронг увлекся музыкой, пел в небольшом ансамбле. Переломный момент в его жизни начался с невинной шалости. В 1912 году он выстрелил из пистолета, украденного у полицейского — одного из клиентов его матери, в воздух на городском празднике в Нью-Орлеане. После этого его посадили в детскую колонию и в целях перевоспитания трудом обучили игре на корнете
Фото: William P. Gottlieb / Library of Congress
После освобождения из-под стражи Луи Армстронг познакомился с корнетистом Кингом Оливером (настоящее имя Джозеф Оливер), который оценил его, позвав в Creole Jazz Band вторым корнетистом. Впоследствии Армстронг называл «папу Джо» своим учителем
Фото: Library of Congress
«К 1922 году я стал столь популярен в Новом Орлеане, что мог играть на любой вечеринке» D Джо Оливер, перебравшийся в Чикаго в 1918 году, пригласил Луи Армстронга сыграть на концерте в «Линкольн Гарденс». На одной сцене Армстрогу посчастливилось играть с такими музыкантами, как Джонни и Бэйби Доддз, Оноре Дутрей, Билл Джонсон, Лил Хардин. Как позже вспоминал сам Армстронг: «Когда в ту ночь мы выпалили свою первую ноту в Линкольн-Гарденс, я сразу понял: дела мои здесь пойдут что надо»
Фото: William P. Gottlieb / Library of Congress
В 1925 году, возвратившись в Чикаго, Армстронг записывался с Hot Five, участвовал у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где музыканту удалось раскрыть свой актерский талант. В течение короткого времени Армстронг руководил собственным оркестром Louis Armstrong And His Stompers
Фото: AP / Downbeat Magazine
К 1927 году Hot Five превратился в Hot Seven, а Армстронг полностью перешел с корнета на трубу, начав петь «скэтом» (имитация голосом музыкальных инструментов, например, в Heebie Jeebies). Позже такую манеру пения существенно усовершенствовал Кэб Кэллоуэй, последователем этого стиля была Элла Фицджеральд
Фото: AP
«Я думаю, что существуют два рода творцов. Один — это человек, который выучил все о предмете, знает его историю и может от этого оттолкнуться. Другой ничего не знает и сам ищет способы выражения. Джаз был создан главным образом творцами этого последнего типа»
Фото: Herman Hiller / Library of Congress
«Я знал джаз еще до того, как он сделался мягким и податливым после слишком большого и слишком раннего успеха. Я видел, как он ходил босиком по заплеванным тротуарам, прежде чем начал носить ботинки. Я видел, как он начал свое путешествие в блестящей компании и много лет провел в дурном обществе»
Фото: AP
С 1930-х годов Армстронг выступал с биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона, затем в Калифорнии — с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, гастролировал по Европе и снимался в кино. В 1936 году музыкант выпустил автобиографическую книгу Swing That Music
Фото: AP
В 1933 году Луи Армстронг снова воглавил джаз-бэнд. Далее музыкант перенес несколько операций, связанных с его профессиональной деятельностью. В частности, ему пришлось лечить верхнюю губу, пострадавшую от деформации
Фото: AP
Идеальный состав для Луи Армстронга, в тот момент уже настоящей звезды джаза, собрал менеджер музыканта Джо Глейзер. Название говорило само за себя: All Stars. Первоначально в него вошли Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные). All Stars быстро завоевали аудиторию, делая ставку на исполнение популярных композиций в стиле джаз. Группа стала буквально «фабрикой звезд» для малоизвестных талантливых музыкантов
Фото: Herman Hiller / Library of Congress
В 60-е годы Армстронг больше занимался вокальной деятельностью, увлекся госпелом. В 1968 году вместе с Барброй Стрейзанд (на фото) он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!». Госдепартамент США присвоил Армстронгу неофициальный титул «Посол джаза», неоднократно оплачивал его гастроли
Фото: AP
В последние годы Армстронг страдал болезнью сердца. До самой смерти он продолжал работать, записал свой последний хит What a Wonderful World, снимался в телешоу, выступал с All Stars (последний раз в марте 1971 года). За день до смерти он снова хотел собрать состав «Всех звезд» для репетиций. 6 июля 1971 года не стало одного из величайших джазовых музыкантов всех времен: у него отказали почки из-за сердечной недостаточности
Фото: AP
Заявление президента США Ричарда Никсона: «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной» Четвертая и последняя жена Луи Армстронга Люсиль Уилсон и музыкант Лайонел Хэмптон (слева) на открытии памятника музыканту в Новом Орлеане
Фото: AP