"Социальные сети сейчас стали играть роль толпы"
Facebook вызвал недовольство американских правозащитников. По их мнению, два года назад соцсеть провела незаконный эксперимент над пользователями путем манипуляции новостями во френдлентах. Психологическое влияние таких интернет-ресурсов более чем ощутимо, однако подавать в суд просто глупо, уверены эксперты.
Facebook обвинили в незаконном эксперименте над людьми. Американские правозащитники подали жалобу в Федеральную торговую комиссию США. Поводом стало исследование, проведенное соцсетью еще в 2012 году. Тогда одним пользователям показывали только позитивные новости, другим — только негативные. Таким образом разработчики пытались выяснить, как содержание френдленты влияет на настроения и эмоции людей. Максимум, что теперь грозит Facebook, — небольшой денежный штраф, отметил советник юридической компании "Юков и партнеры" Всеволод Миллер.
"В некоторых странах, в отличие от нас, манипулирование новостями, выборочная монополия новостей считается нарушением антимонопольного законодательства, в тех же Соединенных Штатах. У нас "Первый канал" может творить все, что захочет и когда захочет. Но там это считается нарушением монопольного законодательства. Они не могут подавать новости выборочно. Поэтому штраф может быть какой-то, но ничего грандиозного для Facebook не будет. Главное — объективность информации, подача ее со всех сторон", — сказал Миллер.
В эксперимент были вовлечены 700 тыс. пользователей. Те из них, кто подвергался воздействию негатива, со временем также начинал писать негативные сообщения. Такой результат говорит о том, что социальные сети могут манипулировать эмоциональным состоянием людей и даже вгонять их в депрессию, отметил психолог Сергей Селиверстов.
"Социальные сети сейчас стали играть роль толпы, которая определяет ваше состояние. Сами посудите — если в толпе все плачут навзрыд, человек, который будет смеяться, будет выглядеть как минимум сумасшедшим или нелепым. И его тут же заставят плакать со всеми, даже если он этого не хочет. Поэтому несложно догадаться, что те, кто пытаются манипулировать вашими эмоциями, могут это делать как с помощью Facebook, так с помощью радио- и телепередач. Те, кто подает в суд на Facebook, поступают глупо. С таким же успехом вы можете подать в суд на производителей шоколада", — уверен Селиверстов.
Представители Facebook уже извинились перед своими клиентами и пообещали, что впредь будут более строго выбирать темы исследований. Этот инцидент в итоге не сильно навредит репутации соцсети, уверен генеральный директор агентства PR technologies Глеб Сахрай.
"Эта история не принесет Facebook сколько-нибудь серьезных потерь, которые выражаются в стоимости акций. Потому что дискуссии о так называемой privacy в интернете, о свободе, о том, чтобы интернет-компании не отслеживали поведение пользователей, чтобы предложить наиболее релевантную рекламу, шли и будут идти. Но тут нужно понимать, что, имея тот объем данных пользователей, который имеют крупнейшие интернет-компании, сложно удержаться от того, если говорить грубо, чтобы ставить эксперименты на своих пользователях. Какие-то поведенческие эксперименты и так далее", — считает Сахрай.
Целью эксперимента Facebook было повышение релевантности выдаваемой пользователям информации.