"Россия отстает от Европы по качеству сервисов"

Россияне не смогут бронировать авиабилеты и гостиницы на зарубежных ресурсах, заявляют представители Российской ассоциации электронных коммуникаций. В пятницу Госдума приняла в окончательном чтении закон об обработке персональных данных россиян только на территории страны. Основатель сервиса онлайн-бронирования Pogostim.com Денис Летвин и президент "Клуба путешествий" Михаил Кожухов ответили на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Петра Косенко.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

По мнению экспертов, закон ограничивает граждан в праве распоряжаться личной информацией. В других странах, где действуют подобные нормы, глобальным сервисам пришлось покинуть рынок, отмечается в заявлении ассоциации.

П.К.: Я человек, который пользуется регулярно услугами различных систем бронирования и покупки билетов, я действительно предвижу очень серьезные проблемы, и не только проблемы с покупкой самих билетов, но и с получением виз, потому что если, например, booking.com и прочие уйдут с нашего рынка, то я не смогу забронировать гостиницу, а значит, мне не дадут визу в консульствах шенгенских стран, по меньшей мере, так ли это?

Д.Л.: Скорее всего, нет. Тут такой момент, что просто так ничего не бывает, мне кажется, что в ближайшее время разработана поправка или включен ресурс, который будет позволять вам это делать с территории Российской Федерации, и который будет являться буфером между западным агентством, где вы хотите разместиться, забронировать, и непосредственно нашим буферным агентством, который будет являться сборником информации.

П.К.: Господин Летвин, сейчас мы не обсуждаем причины, мы обсуждаем последствия, причем мы пытаемся придумать хитрый вариант как бы нам этот запрет обойти. А для чего он вводится, почему я как гражданин России, есть мои личные персональные данные, я сам добровольно их отправляю на тот же самый booking.com для того, чтобы забронировать гостиницу где-нибудь в Италии, кто, почему мне запрещает это делать? Это не третье лицо мои данные использует, я лично их даю кому-то.

Д.Л.: Вашими личными данными располагает третье лицо, которому вы их даете.

П.К.: А я не против. Почему депутаты Госдумы пытаются за меня решать, кому мне мои личные данные отдавать, а кому нет?

Д.Л.: Скорее всего, ими движут исключительно позитивные цели. Они хотят оградить российских граждан от различных эксцессов, каких-то сложностей, ведь не секрет, что зачастую с российскими гражданами возникают достаточно неординарные ситуации заграницей, которые приходится решать потом либо туроператору, либо чуть ли не с вмешательством консула.

П.К.: Михаил Кожухов, вы согласны с господином Летвиным в том плане, что депутаты радеют исключительно о безопасности и благополучии россиян, вводя подобные нормы?

М.К.: У меня ощущение, что депутатами движет соображение личного PR и только. 4 июля наша Государственная дума породила на свет какую очередную инициативу переименовать Украину в Малороссию. По смыслу запрет на использование этих агрегатов и поисковиков лежит в той же плоскости. Мне хотелось бы предложить, чтобы кто-то пришел в Государственную думу и объяснил мальчикам, как устроен вообще интернет в мире. И не надо обо мне заботиться, если я хочу купить билет, то я не нуждаюсь ни в чьей заботе. Какая-то бессмысленная ерунда.

П.К.: Сейчас в сети появился термин "электронный занавес", по аналогии с железным занавесом времен Советского союза. Я не могу забронировать сейчас гостиницу в любой стране Шенгена, без этой брони мне ни одно консульство не даст визу, так ли это?

М.К.: Электронный занавес — это тоже перебор, потому что у нас уже есть неплохие собственные агрегаторы и в части заказа гостиниц большой выбор сайтов, которые профессионально бронируют авиационные билеты. Тут вообще яйца выеденного не стоит эта проблема.

П.К.: Господин Летвин, вам есть, что ответить господину Кожухову?

Д.Л.: В России пока недостаточно качественно представлены те сервисы, о которых говорит Михаил, именно с точки зрения качества. К сожалению, Россия несколько отстает от Европы в качественных сервисах, если мы говорим о сфере услуг. Говорить о том, что присутствие агрегаторов в наличии имеется, я бы тоже не спешил — их нет как таковых. Существовали определенные сервисы, которые пытались влезть на рынок России, и вопрос в том, из-за чего они ушли с рынка России, или почему они не получили должного развития, он касается больше маркетологии с экономикой и ментальным составляющим. Вопрос о том, что они есть, не стоит — их нет. Должна быть представлена альтернатива, этот законопроект озащите личных данных — это первая ласточка, и мы говорим о том, что 10-40 поправок к этому закону будут в течение какого-то количества времени будут приниматься, не сразу, не за год даже.

П.К.: Господин Кожухов, можете прокомментировать?

М.К.: Мы живем в разной стране, видимо, потому что я, например, знаю отличные агрегаторы, могу их назвать, которые моментально ищут лучшие билеты, лучшую гостиницу. Если очень хочется создать новую и выделить под это бюджетное финансирование, надо честно сказать: мы хотим, ребята, заработать и ради этого проводим новый закон. Так будет честнее, мне кажется.

Вся лента