Город не попал в точку
Выделенные властями места под уличную торговлю оказались не востребованы
Мэрии Казани не удается реализовать свой план по организации уличной торговли летом. К середине сезона власти смогли продать с торгов лишь 25 из 200 участков, на которых предполагалось продавать мороженое и прохладительные напитки. Около половины мест под летние кафе и бахчевые развалы также не распроданы. Чиновники объясняют это «непривлекательностью месторасположения» отдельных торговых точек. Эксперты видят причину в том, что за сезон предприниматели не успевают окупать свои затраты, и предлагают заключать с ними контракты на более длительные сроки.
Власти Казани не могут реализовать с электронных торгов участки, выделенные под продажу мороженого и прохладительных напитков. Как сообщили „Ъ“ в городском комитете земельных и имущественных отношений (КЗИО), на очередной аукцион 8 июля, на котором планировалось разыграть 30 точек в Авиастроительном и Ново-Савиновском районах, не было подано ни одной заявки (срок приема был закончен в четверг). В итоге объекты в Ново-Савиновском районе будут выставлены на торги еще раз 29 июля. Точки в Авиастроительном районе (их пытались продать уже трижды) больше выставляться не будут. Аналогичным образом комитет намерен поступить и с объектами (всего 21 точка), выставленными на аукцион 10 июля. Если в понедельник не поступят заявки, с торгов они будут сняты.
Напомним, именно с этого года казанская мэрия приняла новые правила размещения нестационарных объектов торговли и услуг на территории города. Они распространяются, в частности, на сезонные кафе, торговые автоматы, бахчевые развалы, елочные базары, а также передвижные объекты: автомагазины и автокафе, цистерны, тележки, лотки, развлекательные передвижные комплексы и аттракционы. Исключение составили объекты, которые устанавливаются на время проведения массовых мероприятий, а также киоски и торговые павильоны (их размещение регламентируется другими документами). Места под нестационарные объекты, согласно правилам, должны разыгрываться только на электронных торгах.
Схему размещения торговых точек с мороженым и напитками (68 мест по 6 кв. м каждое), а также бахчевых развалов (до 12 кв. м, 59 мест) исполком утвердил в конце апреля. Ранее были определены места и под летние кафе (32 места по 70 кв. м). Впоследствии количество объектов было увеличено. Так, сообщили вчера „Ъ“ в КЗИО, под торговлю мороженым в настоящее время предусмотрено 100 мест и столько же под напитки (вода, квас). К содержанию объектов были выдвинуты требования. В частности, для летних кафе были установлены девять типовых проектов, где детально прописаны конструктивное и планировочное решения объектов, их наружная отделка (вплоть до материалов и размеров отдельных элементов), а также цвет кровли (тента), колонн, пола и т.д. Предполагается размещение кашпо с живыми цветами или «навесные и мобильные кашпо», а также обязательное благоустройство прилегающей территории, урны и туалеты. Контракты с победителями в мэрии заключают на один сезон (до сентября включительно).
За два месяца (торги начались еще в мае, а по кафе — в конце апреля) властям Казани удалось реализовать только 22 места под продажу мороженого и всего три — под напитки. При этом более половины лотов были отданы по стартовой цене (6-10 тыс. руб., плюс 2 тыс. руб. за участие в аукционе) ввиду отсутствия конкуренции. Наиболее востребованы оказались объекты на улице Баумана, на некоторые из которых претендовало сразу до шести предпринимателей. В итоге в мае три точки под мороженое на центральной улице города были проданы за 122 тыс. руб. каждая при стартовой цене в 10 тыс. руб. Ряд точек в Ново-Савиновском районе были проданы по цене свыше 50 тыс. руб. Аналогичная ситуация сложилась и с торгами по кафе и бахчевым развалам. Отдельные места под летние кафе были проданы за 200 тыс. руб. (в 2-3 раза выше стартовой цены), однако на половину лотов претендентов до сих пор не нашлось.
Срыв планов по продаже участков под нестационарную торговлю в КЗИО объясняют их «непривлекательным месторасположением». Однако смягчение стартовых условий на торгах комитетом не планируется. «Снижение цены объекта происходит только при выставлении его на меньший срок. Например, начальная цена права на размещение сроком на четыре месяца сезонного кафе по ул. Энтузиастов, 4 на аукционе 30 апреля составляла 89,2 тыс. руб., на аукционе 22 июля право на два месяца составляет 44,6 тыс.руб.»,— объяснили „Ъ“ в комитете.
Член координационного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Татарстане Мария Горшунова полагает, что низкий интерес предпринимателей к торгам связан с высокими требованиями властей к торговым объектам. «Если взять кафе, то это должно быть очень серьезное строение, с фундаментной подушкой — это где-то 600-800 тыс. руб. Если ты выиграл аукцион, то за лето это не отобьешь»,— сказала госпожа Горшунова. Она также отметила, что для организации торговли мороженым и напитками требуется подключение к электросетям, однако не во всех точках, которые предлагает город, это может быть предусмотрено. «Я бы в таком случае предложила заключать контракты на 3-5 лет, а не на один сезон», — подчеркнула госпожа Горшунова.