Прощание Славянска

Ополченцы оставили город, считавшийся символом сопротивления Киеву

В противостоянии на востоке Украины обозначился перелом. Правительственные силы добились самого крупного успеха за два месяца боев, захватив Славянск, считавшийся символом сопротивления. Хотя ополченцы называют отступление "тактическим маневром", а у Киева велик соблазн воевать до полной победы, и тем и другим предстоит договариваться — иначе война станет затяжной.

Украинские военные вошли в Славянск после непродолжительного боя с небольшим отрядом ополченцев

Фото: Maxim Zmeyev, Reuters

По версии представителей самопровозглашенной "Донецкой народной республики" (ДНР), "успешный прорыв" из осажденного Славянска был совершен в субботу на рассвете: основным силам ополченцев удалось вырваться из города и отступить сначала в соседний Краматорск, а потом в Донецк. Руководители ДНР утверждают, что защищать блокированный Славянск, оставшийся без воды, света и продовольствия, не имело смысла, отступление же было "тактическим маневром" с целью сконцентрировать силы для более эффективной обороны Донецка.

Над зданием горсовета Славянска был водружен сине-желтый флаг Украины, силовики рапортовали об установлении контроля еще над тремя населенными пунктами Донецкой области — Краматорском, Дружковкой и Константиновкой. По словам оставшихся в Славянске жителей, вчера украинские военные проводили в городе "зачистку" — пытались обнаружить потенциальных диверсантов и определить, кто из сотрудников правоохранительных органов "сотрудничал с противником".

Теперь главными целями украинских силовиков наверняка станут Донецк и Луганск. Президент Петр Порошенко уже пообещал продолжить силовую операцию до полной победы.

Опрошенные "Ъ" эксперты рассматривают два возможных варианта развития событий. Либо дальнейшее сопротивление ополченцев будет быстро подавлено, либо бои примут затяжной характер, и силовикам придется осаждать Донецк и Луганск, которые станут основными центрами противостояния.

Собеседники "Ъ" в Киеве считают маловероятным, что после знакового успеха, каким стало взятие Славянска, Петр Порошенко остановит боевые действия. "Не стоит забывать, что в окружении президента существует влиятельная группировка сторонников жесткой линии. Даже если бы Порошенко захотел пойти по пути компромиссов, уступок и полумер, эти люди не позволили бы ему это сделать, особенно сейчас",— говорит "Ъ" украинский политолог Дмитрий Понамарчук.

Однако штурм миллионного Донецка с применением артиллерии и авиации может обернуться гуманитарной катастрофой с огромным числом жертв среди мирных жителей. Если ополченцы сами не оставят Донецк и Луганск, брать эти города украинской армии придется, вероятно, по сценарию Славянска — длительная осада, отключение коммуникаций, прекращение снабжения, эвакуация большей части населения. При этом даже для взятия Славянска с его (изначально) 110-тысячным населением потребовалось два месяца.

Но Петр Порошенко едва ли может позволить себе растянуть операцию до осени. И это дает шанс на возобновление диалога как внутри Украины, так и на международной арене — в рамках контактной группы и в иных форматах.

Вместе с тем новая встреча контактной группы с участием представителей Киева, ополченцев востока, ОБСЕ и России, которую намечалось провести до 5 июля, так и не состоялась. Это означает, что ключевая договоренность берлинской встречи глав МИДов РФ, Украины, Германии и Франции (см. "Ъ" за 3 июля) повисла в воздухе. По некоторым данным, камнем преткновения стало место встречи: в ДНР предложили провести ее в Минске, поскольку переговорщики от Киева не готовы ехать в Донецк из соображений безопасности, а представители ДНР и ЛНР из-за санкций не могут выехать в Европу.

В субботу, уже после взятия Славянска, глава МИД РФ Сергей Лавров связался по телефону с коллегами из Германии и Франции и призвал их как можно скорее созвать контактную группу с целью заключения перемирия между Киевом и востоком. Как уверяют на Смоленской площади, Франк-Вальтер Штайнмайер и Лоран Фабиус не просто согласились с этим, но и выразили готовность "задействовать свои возможности для содействия определению общеприемлемого места встречи".

Таким образом, Москва в нынешней ситуации, похоже, делает ставку на политико-дипломатическое урегулирование на Украине. Судя по позиции глав МИДов Германии и Франции, ключевые европейские державы склоняются к тому же. И с этим предстоит считаться как лидерам ополченцев, так и Киеву. Первым придется отказаться от призывов к военному вмешательству России, второму — расстаться с надеждой на подавление сопротивления на востоке исключительно силой.

Максим Юсин, Геннадий Сысоев


Вся лента