"Это катастрофичная ситуация"
В Барселоне чуть не столкнулись два самолета
Пилотам российского Boeing авиакомпании UTair удалось избежать столкновения с самолетом аргентинской авиакомпании. Как отмечают эксперты "Коммерсантъ FM", речь идет об ошибке диспетчера, а совершить маневр и уйти от столкновения в такой ситуации крайне непросто.
Самолет российской компании UTair чуть не приземлился на другой лайнер в аэропорту Барселоны. Boeing UTair шел на посадку и почти коснулся земли, когда перпендикулярно ему на полосу вырулил Airbus аргентинской авиакомпании. Как сообщает "20 minutos", российский пилот заметил лайнер в последний момент и начал резко набирать высоту. В итоге Boeing UTair успешно приземлился, а аргентинский рейс вылетел в Буэнос-Айрес.
Тем не менее, избежать столкновения и уйти на второй круг пилоту российского Boeing было крайне непросто, уверен летчик-испытатель Магомед Толбоев.
"Это катастрофичная ситуация. Пассажирам нужно молиться, что инцидент обошелся настолько удачно, что казалось, как будто ничего не случилось. Это тяжелый самолет, и он быстро скорость не набирает. Самый сложный процесс — это припосадочный и посадочный, очень напряженный для экипажа, каждая доля секунды занята. Это хорошо, что они видели. Дело в том, что если самолет на удалении 15 км, только тогда выпускается самолет на полосу. А одновременное движение на земле и в воздухе — это недопустимо. Насыщенность аэропортов достигла пика", — пояснил Толбоев.
Как сообщают испанские СМИ, представители аэропорта назвали произошедшее "абсолютно нормальным маневром". Любой пилот имеет право уйти на второй круг, если не уверен в условиях посадки, подчеркнули сотрудники авиаузла. Они заверили, что ни о какой аварии не могло было речи: самолету хватило бы посадочной полосы, чтобы приземлиться, а сделать лишний круг было выбором пилота.
Сенсационность видео объясняют "перспективой съемки": по словам сотрудников аэропорта, видео снято под углом, из-за которого ситуация выглядит более драматичной, чем была на самом деле. Такой вариант развития событий допустим, считает замгендиректора предприятия "Администрация гражданских аэропортов" Валерий Салеев.
"Любой инцидент опасен, поскольку это предпосылка к происшествию — с одной стороны. Я видел сюжет. Невозможно понять, на каком расстоянии самолеты находились друг от друга. Я не исключаю, что на самом деле хватило бы участка взлетно-посадочной полосы, если бы, например, наш самолет приземлился нормально — в начале полосы, то вполне возможно, что он смог бы затормозить и не столкнуться. Скорее всего, это ошибка диспетчера. Наши пилоты молодцы — пошли на второй круг и справились", — отметил Салеев.
Впрочем, за последние полтора года аналогичные инциденты нередко заканчивались авариями.
В конце июня этого года два лайнера ирландской авиакомпании Ryanair столкнулись во время движения рулежной полосе в лондонском аэропорту Станстед. Пассажиры обоих бортов были эвакуированы, никто не пострадал, однако из-за происшествия рейсы в аэропорту задержали на три часа.
В октябре прошлого года в стамбульском аэропорту имени Ататюрка также во время маневрирования столкнулись два самолета Airbus "Турецких авиалиний". Никто не пострадал, однако сами лайнеры получили серьезный повреждения.
В марте 2013 в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди в борт американской компании JetBlue, стоящий из-за технических проблем, врезался самолет Air India. Самолет JetBlue получил незначительные повреждения, его 150 пассажиров были пересажены на другой лайнер.
В январе того же года в аэропорту имени Даллеса в Вашингтоне подруливающий к терминалу самолет United Airlines задел крылом стоящий лайнер той же авиакомпании. В результате никто не пострадал, самолеты получили незначительные повреждения.
В понедельник утром ЧП также произошло в столичном аэропорту Внуково. Самолет бизнес-класса British Aerospace-125 не смог выпустить одну из стоек шасси, в результате он аварийно сел на запененную полосу. На борту был лишь экипаж из трех человек — никто не пострадал.