"Я ухожу, но не пролью кровь"

Умер бывший глава МИД СССР, экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе

Вчера в полдень в Тбилиси скончался Эдуард Шеварднадзе, один из самых влиятельных и неоднозначных персонажей в истории постсоветского пространства последнего полувека. В 1970-е годы партия бросила его на наведение порядка в самой коррумпированной республике СССР, в конце 1980-х он стал "объединителем Германии", а вечером 22 ноября 2003 года, когда стотысячная толпа в Тбилиси потребовала отставки президента Шеварднадзе, он произнес, пожалуй, свою главную фразу: "Я ухожу, но не пролью кровь".

На посту главы Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе разоблачал коррупционеров — в отдельно взятой республике СССР

Фото: РИА НОВОСТИ

Неоднозначное отношение к Эдуарду Шеварднадзе на родине проявилось даже в день его смерти. Второй президент Грузии скончался вчера в 12 часов дня в своей резиденции в Крцаниси, которая находится в квартале посольств — напротив диппредставительств Великобритании и Франции. И уже через несколько минут после того, как информагентства распространили сообщение о его кончине, у ворот резиденции собрались фанатичные сторонницы первого президента страны Звиада Гамсахурдии, в смерти которого они обвиняют именно господина Шеварднадзе. "Иуда подох!", "Гори в аду!" — скандировали внешне маловменяемые женщины.

Члены семьи Шеварднадзе отказались от каких-либо заявлений, сообщив лишь, что он будет похоронен в воскресенье. Где именно — семья пока не решила.

Грузинские же политики активно комментируют смерть одного из самых влиятельных и неоднозначных персонажей истории Грузии последнего полувека. Экс-президент Михаил Саакашвили назвал Эдуарда Шеварднадзе, свергнутого им осенью 2003 года, "важной личностью", но оговорился, что над "точным установлением его роли в истории Грузии историкам еще предстоит много поработать". "Я его не арестовал после революции в 2003 году, сохранил за ним госрезиденцию, а он в последнее время призывал новые власти арестовать меня",— не смог скрыть личную обиду третий президент Грузии. Нынешний глава государства Георгий Маргвелашвили назвал Эдуарда Шеварднадзе "архитектором новой Европы", а премьер Ираклий Гарибашвили распорядился создать комиссию для организации госпохорон.

На уход Шеварднадзе откликнулись и многие лидеры других стран, в том числе и президент РФ Владимир Путин. Он назвал Эдуарда Шеварднадзе "крупным политическим и государственным деятелем", который "играл важную роль на крутых поворотах развития Советского Союза и родной Грузии".

Эдуард Шеварднадзе возглавил Грузию в 1972 году, став первым секретарем ЦК республиканской Компартии. До того он занимал пост главы МВД Грузинской ССР и, по свидетельству очевидцев, смог войти в доверие к генсеку Леониду Брежневу благодаря своей бескомпромиссности в борьбе с "негативными явлениями". "Тогда Грузия считалась самой коррумпированной республикой в СССР,— рассказал "Ъ" бывший инструктор ЦК Компартии республики Леван Бжалава.— Шеварднадзе начал наводить порядок, арестовав тысячи коррумпированных партийных чиновников и цеховиков". Правда, по словам собеседника "Ъ", кампания по борьбе с взяточничеством вскоре сошла на нет — "потому что невозможно было бороться с этим явлением в отдельно взятой республике".

К середине 1980-х Эдуард Шеварднадзе вошел в доверие уже к Михаилу Горбачеву, который выдвинул его на пост главы МИД СССР. Нынешний глава грузинской дипломатии, бывший посол в ФРГ Майя Панджикидзе, придя вчера в крцанисскую резиденцию, вспомнила, что немцы "всегда с огромным уважением относились к Шеварднадзе, считая его объединителем Германии".

Новый период деятельности Эдуарда Шеварднадзе начался после его возвращения на родину 7 марта 1992 года. Его безопасность в тбилисском аэропорту обеспечивали боевики военизированной организации "Мхедриони" криминального авторитета Джабы Иоселиани. Охранять было от кого: боевики другого формирования — "Национальной гвардии" Тенгиза Китовани — открыто выражали недовольство возвращением Шеварднадзе, ибо у них был свой кандидат в президенты — премьер-министр Тенгиз Сигуа. Дело чуть не дошло до стрельбы.

Пять месяцев спустя после того, как Эдуард Шеварднадзе возглавил Госсовет Грузии, "Гвардия" Китовани двинулась на Абхазию — 14 августа 1992 года началась грузино-абхазская война. "Шеварднадзе не смог предотвратить эту войну,— признал "Ъ" бывший начальник госканцелярии Грузии Петре Мамрадзе.— Но в июле того же года он смог остановить войну в Южной Осетии".

После поражения в Абхазии в сентябре 1993 года Эдуард Шеварднадзе смог выиграть гражданскую войну у звиадистов — с помощью все тех же вооруженных формирований, но потом по разным обвинениям в тюрьму надолго угодили сначала Тенгиз Китовани, а затем и Джаба Иоселиани. Это едва не стоило главе Грузии жизни: 29 августа 1995 года мхедрионовцы взорвали автомобиль, начиненный тротилом, во дворе парламента, когда кортеж Шеварднадзе проезжал через ворота.

Вместе с главой государства в машине сидел тогдашний вице-спикер парламента Вахтанг Рчеулишвили, который и вытащил его из горевшей машины. Он заявил "Ъ", что покойный президент был "выдающимся политиком", а его заслуги еще предстоит оценить. "В той ситуации, когда он правил страной — с 1992 по 2003 год, добиться большего было невозможно",— убежден господин Рчеулишвили. Последующий крах Эдуарда Шеварднадзе и его свержение в результате "революции роз" он объясняет его излишней мягкостью — по словам собеседника "Ъ", Саакашвили и его команда, на которую Шеварднадзе в свое время опирался, "думали только о захвате власти".

Вахтанг Рчеулишвили находился рядом с Эдуардом Шеварднадзе в критический момент вечером 22 ноября 2003 года, когда стотысячная толпа на проспекте Руставели требовала его отставки. "Шеварднадзе спросил: можно ли без жертв освободить парламент, занятый митингующими,— вспоминает собеседник "Ъ".— Все ответили, что это невозможно, придется применить жесткую силу. Тогда Шеварднадзе сказал: "Я ухожу, но не пролью кровь"".

Георгий Двали, Тбилиси

Вся лента