Крушение "Булгарии" измерили в годах
Приговор не устроил ни осужденных, ни потерпевших
Вчера в Казани был оглашен приговор по делу о крушении "Булгарии" и гибели 122 человек. Субарендатору судна Светлане Инякиной назначено 11 лет колонии, сотрудникам речных надзорных ведомств и старпому капитана судна — от пяти до шести с половиной лет. Один из подсудимых — эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов был освобожден от наказания в связи с амнистией. Представители прокуратуры назвали судебное решение "неожиданным", а потерпевшие выразили острое недовольство приговором.
В Московском райсуде Казани завершилось длившееся три дня оглашение приговора по 100-томному уголовному делу о крушении в июле 2011 года на Куйбышевском водохранилище дизель-электрохода "Булгария". Виновными были признаны гендиректор казанского ООО "Аргоречтур" субарендатор судна Светлана Инякина, эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник казанского линейного отдела волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазеев, главный госинспектор этого ведомства Владислав Семенов, а также старший помощник капитана Рамиль Хаметов.
Напомним, 10 июля 2011 года выполнявшая туристический рейс Казань--Болгар--Казань "Булгария" попала в шторм, завалилась на правый борт и за три минуты затонула. Согласно экспертным выводам, причиной катастрофы стала совокупность факторов: плохое техническое состояние судна, статический крен на правый борт, который усилился под воздействием ветра. В числе причин — перегруженность судна пассажирами, открытые иллюминаторы, которые не были задраены экипажем и через которые хлынула вода, и т. п.
Суд признал Светлану Инякину виновной по ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека) и ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Вместе с тем она была оправдана "за отсутствием состава преступления" по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть двух и более лиц). С этой же формулировкой судья снял с другого подсудимого — Ивашова — одну из инкриминируемых ему за неправомерную выдачу документов статей — ст. 238 УК РФ и, исключив из его деяний корыстную заинтересованность, признал его виновным по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Согласно приговору, Тимергазеев и Семенов также виновны по ст. 285 УК РФ, а Хаметов, который, по версии следствия, знал о нарушениях на судне, но игнорировал их и "не подготовил экипаж к борьбе за живучесть судна",— по ст. 263 УК РФ.
В результате Инякиной было назначено 11 лет лишения свободы, Хаметов получил шесть с половиной лет, Тимергазеев — шесть лет, Семенов и Ивашов — по пять лет лишения свободы. Все должны отбывать наказание в колонии общего режима. Если находившегося все это время под подпиской о невыезде Хаметова суд постановил взять под стражу, то Ивашова, напротив, отпустили. Суд амнистировал его, учитывая, в частности, 65-летний возраст осужденного. Ходатайство об амнистии подавала и Инякина, но оно было отклонено.
Суд частично удовлетворил иски потерпевших, сократив общую сумму их требований с более чем 200 млн руб. до 100 млн руб. Напомним, столь большой размер исков потерпевшие объясняли желанием не дать возможности осужденным впоследствии получить условно-досрочное освобождение — оно требует полного погашения долга.
"Я не удовлетворен, будем решать, что дальше делать. Ненахождение Ивашова за решеткой — это плевок всем нам!" — заявил казанский врач Геннадий Игнарин, у которого погиб сын. "Пока что-то говорить рано. После детального изучения приговора будет принято решение об обжаловании",— сообщил гособвинитель Евгений Дикарев. Отметим, в прениях прокуратура просила для подсудимых большие сроки, чем им назначили. В свою очередь адвокат подсудимого Семенова Инга Новикова заявила, что защита обжалует приговор.