Доходы ищут в продажах
Региональные бюджеты предлагают пополнить за счет возврата старого налога
Министерство финансов РФ предлагает увеличить доходы региональных бюджетов на 200 млрд руб. за счет возврата налога с продаж со средней ставкой 3%. Федеральное правительство не высказало однозначной поддержки инициативы. Регионы ПФО также не во всем согласны с Минфином и предлагают альтернативные варианты увеличения бюджетных доходов. Так, Нижегородская область считает, что этому могла бы поспособствовать передача с федерального уровня на региональный не менее 25% собираемого НДС, Мордовия предлагает полностью зачислять в бюджеты субъектов налог на прибыль, а Кировская область — увеличивать межбюджетные трансферты.
Новые источники увеличения доходов региональных бюджетов предлагает рассмотреть Министерство финансов РФ. В документе «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016-го и 2017 годов» Минфин предлагает поднять ставку зачисляющегося в бюджет регионов налога на дивиденды физлиц с 9% до 13%, а также ввести налог с продаж (НСП) со средней ставкой 3%, который вводился и отменялся несколько раз, последний — в 2004 году. По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, на налоге с продаж в 2015 году регионы могут получить 194,8 млрд руб. доходов, в 2016-м — 210,7 млрд руб., 2017-м — 230 млрд руб. Пока правительство не высказалось однозначно за идею увеличения налоговой нагрузки.
Опрошенные „Ъ“ представители финансовых ведомств регионов ПФО идею Минфина РФ комментируют осторожно. Глава департамента финансов Кировской области Елена Ковалева говорит, что введение НСП позволит снизить долговую нагрузку на бюджет региона, но оценивать степень влияния нового налога на региональную экономику преждевременно. В министерстве финансов Нижегородской области считают, что введение НСП «может рассматриваться как дополнительный доходный источник бюджетов субъектов для решения поставленных на федеральном уровне задач». «С точки зрения региональных бюджетов, в связи с дополнительными расходами, связанными, в частности, с реализацией майских указов президента РФ, регионам крайне необходимы значительные финансовые ресурсы, — говорит министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима. — Однако пока оценить эффект от введения НСП не можем, поскольку нет информации о том, что будет являться базой для исчисления налога». В то же время, по словам министра, новый налог приведет к увеличению фискального бремени: «По нашему мнению, это не согласуется с концепцией о сдерживании налоговой нагрузки, отраженной в „Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации…“». С коллегой соглашается заместитель министра финансов Республики Мордовия Роман Антонов, добавляя, что новый налог будет также способствовать росту цен.
Руководители региональных минфинов при условии введения НСП предлагают рассмотреть возможность снижения ставок по НДС, а также по ЕНВД или использовать альтернативные варианты увеличения бюджетных доходов. «Например, можно передать с федерального уровня не менее 25% собираемого НДС в бюджеты субъектов РФ», — рассуждает Ольга Сулима. «Или зачислять в пользу регионов те 2% ставки налога на прибыль, которые сегодня поступают в федеральный бюджет», — говорит Роман Антонов. Елена Ковалева считает, что еще одной мерой, позволяющей нарастить доходы, может стать увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Ведущий аналитик по региональным и муниципальным финансам Standard&Poor’s Карен Вартапетов отмечает, что в текущих экономических условиях для регионов важны и актуальны любые дополнительные источники доходов, а НСП хорош тем, что сами регионы могут менять ставку по нему. По оценкам эксперта, в 2003 году, когда НСП действовал, поступления по нему в структуре доходов Нижегородской области составляли 3,5%. «Так как розничная торговля за последние 10 лет стала более формализована, можно ожидать, что потенциальные поступления по налогу могут быть и больше. В то же время, поскольку налоговое бремя будет переложено на население, вырастут цены, а это может негативно сказаться на потребительском спросе, который в последнее время был основным фактором экономического роста», — полагает аналитик.
По мнению налогового партнера КПМГ, председателя экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Михаила Орлова, вместе с введением НСП вернутся проблемы, которые привели к его отмене в 2004 году: «Тогда было заявлено, что объектом налогообложения будет розничная продажа потребительских товаров, но в итоге невозможно было определить по налоговому законодательству, что такое розничная продажа и что является объектом налогообложения. Фактически все свелось к тому, что объект налогообложения идентифицировали как некую продажу за наличный расчет. Сложно придумать систему глупее: если я покупаю, например, доски за наличные, то это считается розничной продажей, а если те же самые доски я оплачивал, перечисляя деньги со своего банковского счета, то это уже не рассматривалось в качестве розницы и налог не взимался. Кроме того, НСП часто пересекался с НДС по объекту налогообложения, а существенный доход по нему получали только Москва, Московская область и Санкт-Петербург», — вспоминает эксперт. Идея Минфина по возврату НСП, по мнению Михаила Орлова, обусловлена «поручением найти способы наполнения доходной части бюджета, пусть даже самые экзотичные и невероятные». В то же время, по словам господина Орлова, вряд ли введение нового налога позволит пополнить региональные бюджеты на 200 млрд руб.: «По всей видимости, Минфину нужно объяснить, где он найдет столько дополнительных доходов, и этот налог просто подогнали под ответ. Это лукавство, потому что мы не знаем, кто будет налогоплательщиком, что будет объектом налогообложения, не понимаем, какие операции подпадут под налогообложение и какими будут налоговые ставки. Если в качестве базы для расчета взята информация об объеме розничной торговли — более 20 трлн руб., то я думаю, что это некорректно: оборот розничной торговли не та база, с которой будет взиматься НСП».